Найти тему
Философия для жизни

Существенное различие между долгом и свободой

Как-то раз у нас с друзьями зашел разговор о долге. И оказалось, что порой воспринимаем мы это слово крайне негативно. С печальным вздохом, попутно представляя тяжелые цепи, которые сковали все тело разом.

Долг означает, что я кому-то должен. А мне хочется быть свободным, не связанным обязательствами, обстоятельствами и прочим. А еще бывает долговая расписка, задолженность по кредиту и долговая яма. Так что долг — это что то крайне неприятное, холодное и ограничивающие.

Другое дело, когда мы говорим "свобода". В воображении тут же возникает картинка разорванных цепей и разлетающихся преград. Разворачивающихся крыльев и голубого неба. Свобода — это прекрасно! Мы все хотим быть свободными и независимыми. Желательно никому и ничего не должными.

Но давайте попробуем задаться вопросом: что такое свобода? Могу ли я назвать себя свободным? Свободен ли человек выбирать дату своего рождения и дату смерти? Свободен ли в том, будет ли завтра здоровым, будет ли иметь работу? Эти события вне нашего контроля, они полностью от нас не зависят. Сегодня мы можем видеть это достаточно отчетливо. Несколько месяцев назад я совершенно свободно запланировала поездку в Италию в мае. Кто мог предполагать, что обстоятельства изменятся таким образом? Сейчас мы не имеем даже свободы передвижений. Единственное в чем мы свободны, — это выбирать, как реагировать на вызовы жизни. Мы можем использовать любую жизненную ситуацию, чтобы становиться лучше. И еще мы можем делать добро другим людям. Собственно, вот и все, в чем мы абсолютно свободны.

Нежно любимый мною философ Иммануил Кант (чей день рождения мы отпраздновали так недавно) рассуждал о долге и свободе следующим образом: «Долг есть необходимость совершения поступка из уважения к закону». То есть я совершаю поступок исходя из понимания, что так будет правильно. Невзирая на то, нравится мне это или нет. Хочется или нет. Потому что когда мной управляет «хочется», — это одна история, а когда «так будет правильно» — другая. Именно в этом и заключается «автономия воли» по Канту. Инстинкты и желания не управляют нашей волей (хотя вполне способны управлять нами). В нашей воле следовать нравственному закону. Кант говорит о том, что быть честным из чувства долга — совсем иное, чем из чувства страха, что тебя поймают на лжи. И тут можно вспомнить разнообразные кодексы чести и тех, кто им следовал. Есть кодекс. В нем прописано, как должен поступать благородный человек. Делает ли это такого человека несвободным? Потому как ограничений множество: не лги, не кради, не осуждай… А человек сам выбирает следовать этим моральным правилам. Но действовать по своей воле, независимо от посторонних причин, инстинктов и чувственных желаний — это и есть свобода. Человек, подчиняющий свою жизнь нравственному долгу, свободен. Он действует по собственной воле, а не влекомый обстоятельствами, страстями или волей других людей.

Осознанное выполнение своего долга и есть свобода!

Интересно, что такое же суждение мы можем найти и на страницах книги , написанной за много тысяч лет до рождения Иммануила Канта.

Обращаясь к древней Индийской мудрости, мы встречаемся с понятием "Дхарма". Дхарма — это о том, как правильно, справедливо и как должно. Универсальный закон бытия и нравственный долг. Все живое имеет свою дхарму, или внутренний закон существования. Растения и животные повинуются этому закону естественным образом. Ни одна яблоня ни выращивает на своих ветках персики. Ее закон быть яблоней. Волк не прыгает зайцем, собака не пытается мяукать. Но человек, наделенный свободой воли, может выбирать. Следовать ли своему внутреннему закону, своему долгу, или нет. Человек свободен выбирать, каким быть. Как говорил Будда, «человек может стать Буддой или свиньей». Но выбирая быть человеком, он исполняет свой дхарму. На страницах «Бхагавадгиты» учитель Кришна говорит Арджуне о действии, совершаемом без привязанности. О действии, в котором нет корысти. Свершающего такие действия он называет свободным. Такой человек действует, повинуясь закону Дхармы или нравственному долгу.

Итак, всегда совершай без привязанности должное дело;
Кто без привязанности принимается за дело – Высшего достигает,
Разумные, следуя постоянно этому Моему ученью,
Без ропота, с верой, даже делами достигают свободы.

Возможно, имеет смысл пересмотреть наши ассоциации по поводу долга и свободы, потому как их различие мнимо. А может, даже и полюбить слово долг. Решать нам. Какими мы хотим быть, — это наш свободный выбор. Главное, совершать его осознано. Мне видится, что размышлять хотя бы раз в неделю о том, что должно, могло бы стать неплохим упражнением на пути обретения внутренней свободы. Особенно, если это поможет почувствовать себя немножко счастливее.

Ольга Климова