А звали ее Елизавета Павловна Гердт. Однажды, уже после революции 1917 г., В.И.Ленин был на спектакле в Мариинском театре. Он подошел к Елизавете Павловне и спросил, почему она не уехала из России, как Карсавина, Кшесинская и Павлова? Гердт простодушно ответила: - В санях у Зилоти мне не хватило места...
Александр Зилоти - сын композитора Зилоти. Был влюблен в Елизавету Павловну и мечтал уехать с ней за границу. Но отец не позволил: - Извини, Сашенька, в санях не все сундуки поместились, места нет".
Елизавета родилась в Петербурге, в "балетной" семье. Ее отец, Павел Гердт, был ведущим танцовщиком Мариинского театра. Мать тоже танцевала в Мариинке. Маленькая Лиза обожала танцевать, изображала мотыльков и птичек. В 1899 году девочку приняли в Петербургское театральное училище. Елизавета добивалась чистоты движений, выразительности, артистичности. Все это впоследствии она передавала своим ученицам.
В 1908 году Елизавета Павловна окончила училище по классу Михаила Фокина. Критики писали: - В ней есть что-то в высшей степени благородное. У нее отлично поставлены ноги, большая пластичность в движениях, изящество в манерах, прекрасные пуанты".
После 1917 г. Гердт стала ведущей балериной Мариинки. В 1924 году получила звание Заслуженной артистки РСФСР. Но тяжелая травма ноги заставила ее расстаться со сценой довольно рано - в 37 лет. С тех пор балерина полностью посвятила себя педагогике: сначала в Петербурге, а с 1934 года переехала в Москву.
Со звонком Елизавета Павловна вошла в класс. Было ей тогда лет сорок пять. Весь облик бывшей балерины - еще стройная фигура, модная прическа, приветливое лицо, запах тонких духов - свидетельствовал об ее вкусе. Всегда элегантная, в меру модно одетая, доброжелательная, Елизавета Павловна привлекала к себе людей (Серафима Холфина "Вспоминая мастеров московского балета")
- Елизавета Павловна Гердт, вероятно, чувствовала в маленькой Кате Максимовой незаурядные способности. Она всегда следила за её успехами по классическому танцу. Бывая у Рафаиловой в классе, советовала не стесняться давать больше "жить" малышкам в музыке. На всех экзаменах Гердт оценивала Катю на "пять". Это было и общее мнение педагогов. Немалой заботой Е. П. Гердт была сценическая практика с первого же класса. Дело в том, что Елизавета Павловна ждала класс, где занималась Максимова, четыре года, чтобы с пятого класса работать с ними и выпустить из училища. Так, по её инициативе Катю Максимову поставили в спектакль Большого театра- оперу "Лакме", где она изображала крошечную нищенку. Ученица первого класса отлично справилась со своей задачей. По существу, это не была "танцевальная партия", но Катя не растерялась на сцене Большого театра. А вот в балете "Золушка" она танцевала впервые. Её Птичка в свите Феи Весны выделялась среди своих свестниц изяществом и чёткостью движений. Роль Белочки в опере М. Красева "Морозко", которую ей поручила Е, П, Гердт, принесла Кате первую радость- её отметила критика. (Серафима Холфина "Вспоминая мастеров московского балета")
- Гердт – это сама школа, давшая основу основ не только мне, но и многим другим нашим балеринам. Дивные руки Плисецкой, Стручковой, Рябинкиной (они тоже – ее ученицы), редкие сейчас эпольманы, когда легки и прекрасны повороты корпуса: все это – Елизавета Павловна Гердт. "Голую технику", только одну техническую виртуозность она не признавала, убеждала нас, что и "ноги должны говорить", тогда они станут выразительны и красивы. Елизавета Павловна учила танцевальности и осмысленности: каждое движение должно быть не просто чисто выполнено, оно должно передавать и мысль, и чувство, каждая комбинация движений – иметь ясно проработанное начало и четко "проговоренный" конец. Она утверждала: "Когда кажется, что вся душа поет и каждый пальчик хочет что-то сказать, когда мы больше не различаем, что "важно", а что "не важно", только тогда мы имеем ту целостность, которую называем танцем".
Елизавета Павловна звала меня "Масик" и мучилась с моим гадким характером. Пыталась меня воспитывать – ставила в четверти "два с плюсом". Ей объясняли, что оценки с плюсом или минусом за четверть ставить нельзя. Елизавета Павловна отвечала: "Я хочу Катю проучить, она меня не слушает, не делает, что я говорю – поэтому и ставлю ей двойку, но все-таки с плюсом, потому что она очень способная". "Хорошо, поставьте Максимовой тройку", – советовали ей. "Ну, тогда тройку с минусом", – упиралась Елизавета Павловна. (Екатерина Максимова "Мадам НЕТ")
- Но были — Гердт, которая облагораживала все, к чему прикасалась, Голейзовский, убежденный, что нет ничего некрасивого, Уланова, всегда стоявшая вне интриг и скандалов. Мне очень повезло — уже прожив жизнь, понимаю: какое счастье, что я знала этих людей, могла учиться у них, что именно так шло воспитание моей души... (цитата из книги Е.Максимовой "Мадам НЕТ")
Редкое видео - юная Екатерина Максимова в хореографическом училище. С 1:11 видим Елизавету Павловну Гердт и Катю:
- Ни одного педагога я не любила так, как Елизавету Павловну. Думаю, и она относилась ко мне по-особому. Во всяком случае, меня одну из всего класса она приглашала к себе домой – это были замечательные вечера! Елизавета Павловна хорошо знала итальянский и французский, очень много читала, вела дневники. Великолепная, остроумная рассказчица, она умела с мягкой добродушной улыбкой метко и точно дать характеристики людям и событиям. Сколько она знала, сколько видела, с какими интересными личностями была знакома! Елизавету Павловну все уговаривали (тот же Ираклий Андроников – завсегдатай ее вечеров): "Напишите книгу своих воспоминаний! Ведь это – живая история!" И вот Гердт решилась попробовать писать. Но читать ее воспоминания оказалось невозможно! Со свойственной ей педантичностью, Елизавета Павловна старательно выстраивала подробные "правильные" фразы – и вся бесподобная живость ее речи, весь юмор неожиданно исчезли, а "сухое", заунывное изложение фактов казалось совсем неинтересным... (Екатерина Максимова "Мадам НЕТ")
Майя Плисецкая в своей книге пишет, что Гердт ненавидела советскую власть. Но все-таки хорошо, что тогда, в 1917-м, она не уехала. Кто знает, как без нее сложились бы сценические судьбы прекрасных балерин: Максимовой, Плисецкой, Стручковой.
Спасибо, что прочитали! Всем здоровья и хорошего настроения!