Найти тему
Синапс

10 лет проблем госзакупок

Оглавление

ВШЭ опубликовала результаты 10-летних исследований контрактной системы в России. Основные проблемы – имитация конкуренции и тяга к излишнему контролю. Авторы отдельно отмечают, что большинство реализуемых законодательных инициатив только усугубляют ситуацию.

Объем государственных и корпоративных закупок в России составляет почти 20% ВВП. Это основной стимулятор экономической активности. Однако стремление свести к единым правилам все закупки приводит к серьезным недостаткам.

ИМИТАЦИЯ КОНКУРЕНЦИИ

Половина тендеров в России не привлекает более одного участника. Часто на торгах создается только видимость конкуренции: поставщики зовут подставных участников, заказчики пишут документацию под конкретных поставщиков. Опрос ВШЭ выявил: около 50% заказчиков поступают подобным образом.

При этом авторы отмечают, что негибкое законодательство порождает феномен невинных нарушителей: они манипулируют нормами не в корыстных целях, а для повышения эффективности закупок. 85% заказчиков признались, что идут на нарушения из стремления купить качественное, а не самое дешевое. С ними согласны и 60% опрошенных поставщиков.

Органам контроля в свою очередь трудно отличить реальных коррупционеров от тех, кто просто хотел, как лучше.

Некоторые принципы контрактной системы вынуждают добросовестных поставщиков отказываться от участия в закупках, ослабляя конкуренцию:

  • заказчики обязаны подробно описывать требования к объекту закупки,
  • объявляется максимальная цена – повышать ее нельзя,
  • возможность изменения условий контракта практически отсутствует,
  • заявки на участие доступны для просмотра конкурентами.

ИЗБЫТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Многие недостатки контрактной системы заложены в саму логику действующего законодательства. Так, 44-ФЗ ставит во главу угла борьбу с коррупцией, а не эффективность закупок. Закон исходит из того, что все поставщики и заказчики по определению коррумпированы, и единственный способ борьбы с этим – сплошной внешний контроль.

Однако попытка охватить надзором все без исключения процедуры ведет к неоправданно высоким расходам. По подсчетам исследователей, на проверку одной закупки уходит около 400 рублей, а глубокое расследование требует гораздо больших затрат. Авторы предлагают ввести сплошные проверки только для контрактов дороже миллиарда рублей. От 100 миллионов – выборочные. Мелкие закупки не проверять вообще. Такой подход позволит значительно сэкономить бюджетные деньги, контролируя при этом большую часть процедур.

Сама организация мелких закупок с массовым участием поставщиков обходится государству слишком дорого. По данным на 2017 год затраты российских заказчиков достигают 4% стоимости закупок, что в 10 раз больше, чем в Евросоюзе. Электронный аукцион в среднем стоит 9000 рублей. А в прошлом году более 50% таких процедур признаны несостоявшимися. Авторы согласны с законодателями, что электронные магазины – решение проблемы. Однако подчеркивают, что потенциал инструмента не раскрыт полностью.