Найти в Дзене
Ирина Едошина

Ленинградские мозаики в московском метрополитене

Московское метро – первая, крупнейшая и самая протяженная подземка на территории СССР и России. А еще столичный метрополитен один из самых красивых в мире. Благодаря роскошному оформлению и дворцовому убранству вестибюлей станций метро Москвы нередко называют подземным музеем.

Вторую поездку подряд мы с Ксенией используем московское метро не только по его прямому назначению (как самый быстрый способ перемещения по городу), но и как музейную площадку. Осенью прошлого года оценивали интерьеры современных станций,

в феврале запланировали тематический осмотр трех станций московского метро, связанных с именем ленинградского мозаичного мастера В.А. Фролова.

Владимир Александрович Фролов происходит из потомственной семьи русских мозаичистов. До революции его отец и старший брат открыли первую в России частную Мастерскую декоративной мозаики, в которую чуть позже был зачислен и младший из Фроловых – Владимир. Семейная мастерская, которая размещалась на Васильевском острове в Петербурге, после революции была закрыта.

Своим возрождением в советский период мозаичное искусство обязано именно Владимиру Фролову. Свои знаменитые работы на советскую тематику, в том числе мозаики для станций московского метро «Маяковская», «Автозаводская» и «Новокузнецкая», мастер выполнял в мозаичной мастерской Академии художеств.

В. А. Фролов в конце 1930-х гг. (фото из Википедии)
В. А. Фролов в конце 1930-х гг. (фото из Википедии)

Когда спускаешься в вестибюль станции «Маяковская», то в первый момент никаких мозаичных панно не видишь. Более того, если не знать, что они здесь есть, можно с легкостью пройти мимо.

Станция "Маяковская"
Станция "Маяковская"

Дело в том, что картины из мозаики расположены в центре плафонов, по нижнему краю которых установлены светильники. Сложно догадаться, что кроме осветительной функции, купола обладают еще и художественной ценностью.

Станция "Маяковская"
Станция "Маяковская"

А заглянуть под светящиеся плафоны однозначно стоит – на суд зрителей предстанут три десятка полотен из смальты, объединенных единой темой «Сутки страны Советов».

У мозаики два автора – художник, который придумывает и выполняет эскиз, и мозаичист, который подбирает кусочки смальты и создает мозаичную картину. Эскизы 35 плафонов для «Маяковской» (станция была открыта в 1938 году) были выполнены художником Александром Дейнекой. Прочитала, что автор хотел в своих работах «создать эффект прорыва в небо». На мой взгляд, ему это удалось.

Если осмотреть всю мозаичную выставку на «Маяковской», сразу станет понятно, почему за мозаиками закрепилось еще одно название - «Сутки советского неба». На большинстве панно присутствуют самолеты и парашюты… Рада, что, пытаясь запечатлеть панно и путаясь под «ногами» москвичей и гостей столицы, мы заставили пассажиров подземки поднять головы и увидеть удивительные мозаики.

Проектируя станцию метро «Донбасская», архитекторы братья Веснины решили устроить из нее своеобразный музей Донбасса. С этой целью было решено обратиться к уже зарекомендовавшему себя художественному тандему Дейнека-Фролов. В вестибюле станции было запроектировано 14 восьмигранников, для которых Дейнека разработал мозаичные панно. Идея состояла в следующем. Двигаясь от одного края станции до другого, пассажир метро совершал виртуальное путешествие вдоль железнодорожной магистрали Москва – Донбасс.

Художник Дейнека, начав работу над эскизами в апреле 1940 года, передавал готовые картоны в Ленинград Фролову. К концу года мозаики были готовы и в начале 1941 года уехали в Москву. Однако установить их, куда планировали, не успели. В планы метростроевцев внесла коррективы Великая Отечественная война.

Строительство станции «Павелецкая» (проектное название «Донбасская») было заморожено (ее открыли в ноябре 1943 года). Архитектор Иван Таранов, проектировавший станцию «Новокузнецкая», решает использовать готовые мозаичные панно, предназначавшиеся для «Донбасской-Павелецкой», на своей станции. Всего на станции «Новокузнецкая» было установлено восемь панно: семь на сводах платформы и одна – в наземном вестибюле, судьба остальных мозаик на данный момент остается неизвестной.

Станция "Новокузнецкая"
Станция "Новокузнецкая"

Информация о том, что мозаики для «Павелецкой» прибыли в Москву еще до войны, появилась совсем недавно (более подробная исследовательская статья московского краеведа Алексея Орлова доступна здесь). До этого считалось, что часть панно Владимир Фролов выполнял уже в блокадном Ленинграде, и отправлены они были в Москву по Ладожскому озеру.

Именно поэтому в 2013 году на станции «Новокузнецкая» по инициативе руководства Московского метрополитена была открыта мемориальная доска с надписью: «На этой станции установлены мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Всероссийской Академии художеств под руководством профессора Владимира Александровича Фролова».

Выдающийся мозаичист Владимир Александрович Фролов умер от истощения в блокадном Ленинграде 3 февраля 1942 года. Похоронен он в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище в Петербурге. Последней его работой, которую он выполнял в самый тяжёлый период блокады - зимние месяцы 1941-1942, были именно мозаики для московского метро. Этот факт сомнению не подлежит. Правда, в свете последних исследований блокадными мозаиками стоит называть мозаичные панно станции «Автозаводская».

Станция "Автозаводская"
Станция "Автозаводская"

Мозаичные картины на «Автозаводской» (до 1956 года станция называлась «Завод имени Сталина») посвящены труду советского народа – на заводах и полях. В такой тематике рисовали эскизы авторы, художники-монументалисты Василий Бордиченко, Борис Покровский и Фридрих Лехт. После начала войны часть работ приобрела военную тематику.

Какие именно мозаики делал в нечеловеческих условиях голода и холода Владимир Фролов, в историческом аспекте, конечно, важно. Были это панно для станции «Павелецкой», которые установили на «Новокузнецкой», или мозаики для станции «Автозаводской» вывозили из блокадного Ленинграда, или и те, и другие (такая версия тоже существует)... Лично для меня это не так и важно. Все, что открывается в последние годы по теме блокады Ленинграда, большей частью, предстаёт для меня под знаком «не может быть». Так и в этом случае.

Блокадный город, холод, голод, смерть… и человек, ответственно и настойчиво выполняющий свою работу. Возможно, памятная доска весит не на той станции, но главное, что она есть…

Буду рада, если Вас заинтересуют и другие статьи на тему блокады Ленинграда и Великой Отечественной войны:
Маршрутами блокадного Ленинграда
Книга в блокадном Ленинграде
Музей памяти жертв нацизма

Другие статьи моего канала доступны здесь. Добро пожаловать))) Добавьте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.