Московское метро – первая, крупнейшая и самая протяженная подземка на территории СССР и России. А еще столичный метрополитен один из самых красивых в мире. Благодаря роскошному оформлению и дворцовому убранству вестибюлей станций метро Москвы нередко называют подземным музеем.
Вторую поездку подряд мы с Ксенией используем московское метро не только по его прямому назначению (как самый быстрый способ перемещения по городу), но и как музейную площадку. Осенью прошлого года оценивали интерьеры современных станций,
в феврале запланировали тематический осмотр трех станций московского метро, связанных с именем ленинградского мозаичного мастера В.А. Фролова.
Владимир Александрович Фролов происходит из потомственной семьи русских мозаичистов. До революции его отец и старший брат открыли первую в России частную Мастерскую декоративной мозаики, в которую чуть позже был зачислен и младший из Фроловых – Владимир. Семейная мастерская, которая размещалась на Васильевском острове в Петербурге, после революции была закрыта.
Своим возрождением в советский период мозаичное искусство обязано именно Владимиру Фролову. Свои знаменитые работы на советскую тематику, в том числе мозаики для станций московского метро «Маяковская», «Автозаводская» и «Новокузнецкая», мастер выполнял в мозаичной мастерской Академии художеств.
Когда спускаешься в вестибюль станции «Маяковская», то в первый момент никаких мозаичных панно не видишь. Более того, если не знать, что они здесь есть, можно с легкостью пройти мимо.
Дело в том, что картины из мозаики расположены в центре плафонов, по нижнему краю которых установлены светильники. Сложно догадаться, что кроме осветительной функции, купола обладают еще и художественной ценностью.
А заглянуть под светящиеся плафоны однозначно стоит – на суд зрителей предстанут три десятка полотен из смальты, объединенных единой темой «Сутки страны Советов».
У мозаики два автора – художник, который придумывает и выполняет эскиз, и мозаичист, который подбирает кусочки смальты и создает мозаичную картину. Эскизы 35 плафонов для «Маяковской» (станция была открыта в 1938 году) были выполнены художником Александром Дейнекой. Прочитала, что автор хотел в своих работах «создать эффект прорыва в небо». На мой взгляд, ему это удалось.
Если осмотреть всю мозаичную выставку на «Маяковской», сразу станет понятно, почему за мозаиками закрепилось еще одно название - «Сутки советского неба». На большинстве панно присутствуют самолеты и парашюты… Рада, что, пытаясь запечатлеть панно и путаясь под «ногами» москвичей и гостей столицы, мы заставили пассажиров подземки поднять головы и увидеть удивительные мозаики.
Проектируя станцию метро «Донбасская», архитекторы братья Веснины решили устроить из нее своеобразный музей Донбасса. С этой целью было решено обратиться к уже зарекомендовавшему себя художественному тандему Дейнека-Фролов. В вестибюле станции было запроектировано 14 восьмигранников, для которых Дейнека разработал мозаичные панно. Идея состояла в следующем. Двигаясь от одного края станции до другого, пассажир метро совершал виртуальное путешествие вдоль железнодорожной магистрали Москва – Донбасс.
Художник Дейнека, начав работу над эскизами в апреле 1940 года, передавал готовые картоны в Ленинград Фролову. К концу года мозаики были готовы и в начале 1941 года уехали в Москву. Однако установить их, куда планировали, не успели. В планы метростроевцев внесла коррективы Великая Отечественная война.
Строительство станции «Павелецкая» (проектное название «Донбасская») было заморожено (ее открыли в ноябре 1943 года). Архитектор Иван Таранов, проектировавший станцию «Новокузнецкая», решает использовать готовые мозаичные панно, предназначавшиеся для «Донбасской-Павелецкой», на своей станции. Всего на станции «Новокузнецкая» было установлено восемь панно: семь на сводах платформы и одна – в наземном вестибюле, судьба остальных мозаик на данный момент остается неизвестной.
Информация о том, что мозаики для «Павелецкой» прибыли в Москву еще до войны, появилась совсем недавно (более подробная исследовательская статья московского краеведа Алексея Орлова доступна здесь). До этого считалось, что часть панно Владимир Фролов выполнял уже в блокадном Ленинграде, и отправлены они были в Москву по Ладожскому озеру.
Именно поэтому в 2013 году на станции «Новокузнецкая» по инициативе руководства Московского метрополитена была открыта мемориальная доска с надписью: «На этой станции установлены мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Всероссийской Академии художеств под руководством профессора Владимира Александровича Фролова».
Выдающийся мозаичист Владимир Александрович Фролов умер от истощения в блокадном Ленинграде 3 февраля 1942 года. Похоронен он в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище в Петербурге. Последней его работой, которую он выполнял в самый тяжёлый период блокады - зимние месяцы 1941-1942, были именно мозаики для московского метро. Этот факт сомнению не подлежит. Правда, в свете последних исследований блокадными мозаиками стоит называть мозаичные панно станции «Автозаводская».
Мозаичные картины на «Автозаводской» (до 1956 года станция называлась «Завод имени Сталина») посвящены труду советского народа – на заводах и полях. В такой тематике рисовали эскизы авторы, художники-монументалисты Василий Бордиченко, Борис Покровский и Фридрих Лехт. После начала войны часть работ приобрела военную тематику.
Какие именно мозаики делал в нечеловеческих условиях голода и холода Владимир Фролов, в историческом аспекте, конечно, важно. Были это панно для станции «Павелецкой», которые установили на «Новокузнецкой», или мозаики для станции «Автозаводской» вывозили из блокадного Ленинграда, или и те, и другие (такая версия тоже существует)... Лично для меня это не так и важно. Все, что открывается в последние годы по теме блокады Ленинграда, большей частью, предстаёт для меня под знаком «не может быть». Так и в этом случае.
Блокадный город, холод, голод, смерть… и человек, ответственно и настойчиво выполняющий свою работу. Возможно, памятная доска весит не на той станции, но главное, что она есть…
Буду рада, если Вас заинтересуют и другие статьи на тему блокады Ленинграда и Великой Отечественной войны:
Маршрутами блокадного Ленинграда
Книга в блокадном Ленинграде
Музей памяти жертв нацизма
Другие статьи моего канала доступны здесь. Добро пожаловать))) Добавьте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.