Современные учителя объективно перегружены, так как, кроме основной своей обязанности – учить, они вынуждены выполнять огромный объем непрофильной работы. Педагоги не могут обеспечить инклюзивное образование для учеников, хотя этого от них требуют Федеральные государственные образовательные стандарты.
Поэтому ждать от обычного учителя особого отношения к ребёнку, который испытывает трудности с чтением и письмом, обычно не приходится.
А ведь школа, согласно Письму Минпросвещения России от 08.02.2019 N ТС-421/07 «О направлении рекомендаций», обязана создавать для таких детей специальные условия обучения.
Для этого родителям достаточно только предоставить в школу справку о том, что у их ребёнка выявлена дислексия развития и он испытывает серьёзные трудности в чтении и письме.
Однако, к сожалению, учебным заведениям и педагогам проще постараться избавиться от такого ученика, чем дать ему шанс нормально учиться. А ведь у дислексиков полностью сохранный интеллект!
Для того чтобы ученик-дислексик начал успешно учиться, со стороны учителя не требуется выдающихся усилий, главное – желание помочь.
При этом данная помощь совсем не идёт в ущерб другим ученикам, которые также нуждаются во внимании педагога.
Как работать с дислексиком на уроках?
Первое, что надо сделать, - это разрешить ученику с дислексией чуть больше времени проводить над решением поставленной задачи. Просто дайте ребёнку подумать!
Его не надо подгонять и ставить ему жёсткие временные рамки.
Это допускается Письмом Министерства просвещения.
Дополнительно необходимо снижать объёмы выполнения письменных заданий и разрешить ребёнку пользоваться вспомогательными дидактическими материалами.
Упражнения, которые даются ребёнку, должны находиться в зоне его ближайшего развития.
По возможности педагогу рекомендуется заменять дислексику письменные задания и чтение вслух на устные ответы.
Что ещё может сделать учитель в школе?
Именно педагог, а не родители, может выявить, в чём конкретно проявляется дислексия, какие трудности испытывает ребёнок в чтении и письме. Достаточно внимательно наблюдать за учеником, а затем на эти особенности обратить внимание родителей.
Перед учителем нет задачи самостоятельно и в одиночку провести коррекцию дислексии, ведь это прямая обязанность родителей – обеспечение развития своего ребёнка.
Педагогу для поддержания интереса к учёбе со стороны ученика-дислексика необходимо только чаще его хвалить и подбадривать.
При этом желательно поддержать словом ещё до того момента, как ребёнок приступит к выполнению работы, а потом можно похвалить за старание и за количество правильно выполненных заданий.
Согласитесь, что при желании, любой педагог сможет выполнять эти простые, но столь важные для будущей жизни ребёнка, рекомендации.
Конечно, это не позволит полностью преодолеть дислексию. Но ребёнку станет гораздо легче учиться, если он увидит, что его старания ценит учитель и ему дают возможность справиться с трудностями.
Для учителей, других работников школы, родителей Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе предлагает приобрести «Онлайн-курс по дислексии», который направлен на повышение профессиональной компетенции педагогов и родителей в обучении и воспитании детей с нарушениями письменной речи.
Изучение курса поможет лучше понять суть проблемы дислексии и начать самостоятельно заниматься с ребёнком, а значит, раскрыть его истинный интеллектуальный потенциал.