Доброго времени суток!
Куча проводов, шум, пики от аппаратов, свет по ночам, не дающий спать, дискуссии врачей, кто-то кого-то ругает - подобная атмосфера раздражает ровно столько же, сколько и пугает детское сознание. Возможно - пугает даже больше...
Чтобы вам было понятней, опишу типичную палату реанимации: как правило, в палате в среднем от 4 до 8 коек, в нашей клинике - по 4. Все зависит от больницы. У каждой койки (или кювеза, в зависимости от возраста) две стойки для капельниц, монитор, в котором отражаются основные параметры жизнедеятельности (монитор все время пикает с ритмом сердца, а при отклонениях - громко и противно начинает пищать, часто этот звук мне снится, и ты просыпаешься с бешеным стуком сердца), столик с перчатками, растворами, банками, аппарат ИВЛ(искусственной вентиляции легких), и огромные блоки автошприцов. Фото, сделанные мной, прилагаю:
Когда лежат новорожденные, или груднички, смотреть на них больно. Но еще больнее смотреть на маленьких детей осознанного возраста, которые все понимают.
Я работаю в кардиореанимации, поэтому у нас в основном лежат больные дети с врожденными пороками сердца. Их оперируют, а после операции начинается восстановительный период, и первое время они лежат в реанимации. Бывает - день, а бывает и по полгода. Бывает, что не выбираются.
Вот например, в последнее мое дежурство, из далекой Бурятской деревни привезли мальчика 4 лет, с декомпенсацией порока сердца. Так как сейчас карантин - поступлении мало,и он лежит в палате один. Хорошенький мальчик, спокойный. Стеснительный. Весь день лежит, и смотрит на стену. Мы пытаемся между делом пообщаться с ним и развеселить его:
-Как делишки, Саша?
-Нормально.
-Чего такой грустный? Давай я тебе фокус покажу? С отрыванием пальца? Хочешь глянуть?
-Угу.
-Хоп. Ну как тебе?
-А я знаю этот фокус! Хочу еще!
-(тебя уже вызывают в другую палату)Давай в следующий раз, хорошо? Я придумаю что-нибудь, и приду!
-ну ладно(обратно грустно отворачивается к стене).
Телефоны в реанимации запрещены, мультиков не покажешь... И он лежит так трое суток.
Вот запищал монитор - сатурация упала. Стремительно прибегаешь - приступ: губы синеют, глаза округляются от страха, мальчик хватает тебя за руку. Купируешь. Успокаиваешь.
Операция предстоит тяжелая, риски высоки. Возможно, что это его последние дни, а он их проводит один в палате.
Плюешь на запреты, и ставишь перед ним свой телефон, включаешь мультики. Успокоительных препаратов тоже не дашь - сердце может декомпенсировать в любой момент.
Была у нас ещё одна девочка. 5 лет. Уже после операции. У нее были дренажи в грудной полости(трубки, по которым стекает кровь и жидкости с мест операции), к концу которых были прикреплены "груши" для жидкости и крови. Была уже не первая операция. Говорит "мне пора слить дренажи, они наполнились". И смешно и грустно. Сестра, которая сидела с ней ночью, устала, и по ней видимо это было видно.
Ночью девочка говорит: "Вы устали, тётенька? Идите поспите, я посмотрю за маленькими детьми".
Слезы наворачиваются. Ещё была у неё фраза, которую я запомнил. Рядом с ней лежат годовалый ребёнок, который плохо усваивал смесь. Я спросил у сестры - по скольку она есть? - он мало ест. Она услышала, и говорит "ему не хватает еды? Вы можете взять у меня немножко. Я наелась".
Я был поражён. Такая маленькая, а уже такая взрослая...
Ну что ж, теперь о том, чем же мы "пичкаем" детей в реанимации, как любят говорить многие мамы :) . Понятное дело, что они обеспокоены тем, почему их дети такие вялые после реанимации, и боятся за своих детей. Однако слухи о том, что мы пичкаем детей всякими наркотиками, лишь бы они спали - не совсем правда.
Видите ли, после операции(особенно кардио - операции на сердце!) у детей очень много швов, и у них сильно будет болеть грудная клетка первое время. И они лежат на ИВЛ, дышат через трубку, плюс множество всяких катетеров. Поэтому первые сутки после операции - да, у них идут наркотические анальгетики, но только потому, что они им действительно нужны! Плюс идут седативные лекарства. Они бывают разные. И они уже не относятся к наркотическим препаратам.
Когда боль после операции стихает, и мы отключаем ребёнка от ИВЛ, убираем трубку, и ему комфортно - мы прекращаем введение наркотических анальгетиков. Если они сильно беспокоятся, плачут - да, мы вводим им успокоительные препараты чтобы они лежали спокойно. А то вырвут себе катетеры, швы могут разойтись. Но это не наркотики. Они не вызывают привыкания, не разрушают мозг. Мозгу будет даже болезненней лежать в таком стрессовом месте, как палатка реанимации, без успокоительных.
Так что, друзья, всякой дрянью мы детей не пичкаем. Все направлено лишь на их скорейшее выздоровление, и комфорт.
Надеюсь, вам было интересно. Задавайте вопросы, с радостью отвечу!