Карета скорой помощи – привычный оборот речи. Так называют автомобиль, украшенный красным крестом, под вой сирен летящий на помощь к очередному больному. Невольно задаешься вопросом – это лишь архаизм или за устарелым названием прячется дань памяти славному прошлому?
До двадцатого века медицинская помощь не была ни быстрой, ни массовой. Сильные мира сего пользовались услугами образованных врачей и платили за это немалые деньги. У военных были свои хирурги, кое-как залечивающие раны. А всем остальным приходилось довольствоваться знахарями, травками и молитвами.
Первые больницы при христианских церквях появились после Никейского собора как знак милосердия к беднякам. Много веков подряд страждущие под любыми предлогами старались избегнуть храмов медицины – из-за антисанитарии и невежества врачей смертность там поражала воображение.
Немногим лучше обстояли дела в монастырских богадельнях и приютах для паломников. Орден святого Иоанна организовал госпиталь в Палестине в 1080 году, монахи, ухаживающие за страдальцами, носили кресты на одежде и верхом выезжали на поле битвы, чтобы подобрать раненых. Считается, что именно иоанниты стали первыми парамедиками скорой помощи.
Когда в 14 веке в Европу пришла чума, городам волей-неволей пришлось заняться здравоохранением. Служители-мортусы крючьями стаскивали с улиц бренные тела, а заболевших на телегах отвозили в чумные бараки.
К 17 веку больницы появились во всех крупных городах, обслуживали там душевнобольных, неимущих и заразных пациентов. 19 век стал поворотным в истории медицины – больные в госпиталях стали получать самую лучшую для своего времени помощь. И в Европе, и в США, и в России врачи начали осваивать наркоз, переливание крови, делать сложные операции. Развитие военно-полевой медицины заложило основы для новых методов экстренной медицинской помощи.
Первая общедоступная больница появилась в Москве, в 1844 году по инициативе доктора Ф.П. Гааза. Клиника на 150 коек «по внезапным случаям для пользования и оказания бесплатной помощи для лиц, подобранных на улице в бесчувственном состоянии» располагалась в Малом Казенном переулке.
В 1877 на шахтах и крупных вокзалах Англии открылись первые пункты St. John Ambulans Association, в 1881 возникло общество добрых самаритян в Германии – эти организации до сих пор занимаются неотложной помощью населению. Однако, пациенты сами должны были обращаться к медикам, с улиц пострадавших доставляли полицейские и извозчики, а в США больных нередко транспортировали на… похоронных катафалках, куда удобно вставали носилки.
Современная скорая помощь обязана своим существованием двум катастрофам. 8 декабря 1881 года случился пожар в Венской Комической опере. 384 человека погибли, более 50 пропали без вести, сотни пострадали.
Люди лежали перед зданием оперы прямо на снегу, их не успевали вывозить, врачи были бессильны. На месте происшествия оказался один из знаменитых венских хирургов, профессор Яромир Мунди. Его так потрясла гибель несчастных, что следующим же утром он обратился с к коллегам и меценатам с просьбой о содействии. Граф Ганс Гильчек, близко знакомый с молодыми дворянами, погибшими при пожаре, пожертвовал 100 тысяч гульденов – и в Вене открылась первая официальная станция скорой помощи.
В 1897 году первая станция скорой помощи открылась в Варшаве, тогда ещё входившей в состав России. А в 1898 году две кареты с красным крестом, приобретенные на пожертвования благочестивой купчихи Кузнецовой загромыхали по булыжникам Москвы – при Сущевском и Сретенском полицейских участках появились станции скорой помощи. Право вызова получали лишь официальные лица – полицейские, дворники и ночные сторожа. У простых горожан, застигнутых болезнью посреди ночи, возможности обратиться к врачам во внеурочное время всё ещё не было.
Первая специализированная больница скорой помощи начала принимать пациентов в 1903 году в Одессе, благодаря пожертвованиям и активному участию графа Михаила Михайловича Толстого, дальнего родственника знаменитого писателя. Личный врач графа Яков Бардах стал первым руководителем станции. Два пароконных экипажа ездили по вызовам, в каждой карете находились врач и два санитара. За месяц станция обслуживала около 300 вызовов. Устав одесской службы был простым и строгим.
«Станция подает первоначальную медицинскую помощь днем и ночью в несчастных случаях или при внезапных заболеваниях, происшедших на улицах, площадях, фабриках и заводах, театрах, цирках, ресторанах, гостиницах, училищах, казенных и частных конторах, на вокзалах железных дорог, пароходных пристанях, ночлежных приютах, магазинах, местах общественных гуляний и проч., а равно в случаях, происшедших в амбарах, на лестницах и чердаках домов и в случаях, когда пострадавший вне дома был временно перенесен в частную (чужую) квартиру.
Врачи скорой помощи выезжают на частные квартиры в случаях, угрожающих жизни, требующих немедленного пособия и случаях, грозящих серьезным расстройством здоровья. Если на месте окажется, что заболевание не носит характер внезапности или обострения, то врач не оказывает помощи».
За оказанную помощь станция никакой платы не взимает, невзирая на степень состоятельности пострадавшего. Станция скорой помощи просит не утруждать врачей напрасным предложением гонорара, которого они ни в коем случае принять не могут. Санитары и кучера за принятие подачек увольняются немедленно со службы»
В 1903 при родильном приюте братьев Бахрушиных появилась первая карета для транспортировки рожениц. Тогда же открылась седьмая подстанция скорой, город был поделен на участки, к каждому прикрепили врачей и транспорт.
В 1908 году на вооружение Добровольного общества скорой помощи в Москве поступил первый автомобиль. В 1912 году штатный врач Владимир Поморцов создал конструкцию кареты скорой помощи, на основе которой впоследствии был разработан санитарный автомобиль. Техническое оснащение и медикаменты оплачивались благотворителями, медики выезжали на экстренные вызовы бесплатно.
К сожалению, в 1914 году в связи с Первой Мировой войной едва наладившаяся система скорой помощи понесла существенный урон – автомобили реквизировали для перевозки раненых, многих врачей призвали на фронт.
С 1917 до 1919 года столица (как и вся Россия) обходилась без карет с красным крестом. В 1919 году под давлением многочисленных запросов, Коллегия врачебно-санитарного отдела Совета рабочих депутатов Москвы приняла декрет о возобновлении службы скорой помощи. Возглавил её Владимир Поморцов – ему досталось помещение из трёх комнат, два телефона и один неисправный автомобиль.
В невыносимых условиях, в голод, холод, при недостатке медикаментов врачи исполняли свой долг. Через год заболевшего Поморцова сменил Герштейн, а за ним А.С. Пучков. Этот героический человек буквально с нуля, на собственном опыте разработал систему эффективной работы службы. Телефонные пульты Пучкова и Виноградова для быстрого приема звонков, и световые карты-панно, позволяющие мгновенно отследить место вызова, взяли на вооружение по всему СССР.
Должность старшего дежурного врача смены – сердце и мозг службы - по меткому выражению Александра Сергеевича, тоже была его нововведением. И статистика вызовов – по месяцам, по времени суток, по болезням и травмам – появилась на «скорой» благодаря ему.
В 1926 году в Москве открылся пункт неотложной помощи для внезапно заболевших на дому, в 1927 – скорая психиатрическая помощь. К середине 30х годов кареты с красным крестом стали привычным зрелищем. В Ленинграде и Киеве станции скорой помощи охватывали весь город.
Война стала тяжелейшим испытанием для службы. «Скорые» задыхались в потоке раненных и обожженных. Однако, не сдавали позиции – машины с красным крестом по-прежнему вовремя поспевали к местам бомбежек и пожаров, согласно схеме работы при массовых поражениях. Как писал после Победы помощник А.С. Пучкова, доктор А. М. Нечаев: «Можно сказать, что Московская станция вышла с честью из испытаний «огнем и железом», что ее организационное построение оказалось гибким и пригодным как для мирного, так и для военного времени».
Послевоенное время тоже было нелёгким. В 1947 году вся «Скорая помощь» города Калуги, например, размещалась в одной комнате с телефоном при поликлинике, в штатном расписании числился: конюх и лошадь по кличке «Монгол», а также 1 врач, 1 фельдшер, 1 санитарка. Но со временем раны войны зарубцевались, и система скорой и неотложной помощи обрела знакомый нам вид.
В 1957 году появились специализированные кардиологические бригады, первые реанимобили и самолеты санитарной авиации, в 1960е – педиатрические, токсикологические, гематологические и травматологические.
К началу 21 века на станции СиНМП г. Москвы работало 10416 человек, в том числе 2929 врачей, через службу 03 проходило от 7 до 10 тыс. обращений в сутки, средняя скорость доезда до пациента – 5-30 минут с момента вызова.
В наши невеселые дни нагрузка на систему скорой помощи стала экстремальной. Врачи и фельдшеры оказались на первой линии фронта борьбы с эпидемией. Они рискуют своими жизнями, чтобы спасти больных. Хочется верить, что их подвиг заставит нас с должным уважением относиться к врачам, которые в любое время дня и ночи, в любую погоду торопятся по нашим вызовам – спешат делать добро!