Нефть упала до отрицательных величин.
Что это означает, попробую объяснить простым языком.
Например, биржевые спекулянты в марте покупают бумажный контракт на покупку нефти в мае, предполагая, что цена к тому моменту будет расти, и они продадут контракт дороже, чем покупали.
Реально нефть им не нужна - они зарабатывают или теряют на разнице в цене контракта в момент покупки, и цене рынка ближе к моменту исполнения контракта.
Эти контракты называются фьючерсами.
Однако, что происходит, если твой контракт скоро должен быть исполнен, а перепродать его некому?
Все нефтехранилища в мире почти заполнены, хранить нефть негде, экономика стоит, однако скважины работают под будущие контракты, которые уже оплачены.
В мае нефть никому не нужна даже даром, а держателям бумажных контрактов необходимо их исполнить - то есть забрать нефть у производителей. Убытки по неисполнению контракта значительно превышают потери по его бумажной цене, и чтобы не исполнять контракт, его готовы отдать не только бесплатно, а даже доплатить из своего кармана, лишь бы избавиться.
Именно это произошло с фьючерсами на нефть марки WTI, последним днём торгов на майские контракты по которой было 22 апреля. После этого числа непроданные контракты придётся исполнять в любом случае.
Теперь очередь нефти Brent и российской Urals, сроки по которым истекают 30 апреля.
Государственные пропагандисты убеждают всех, что ничего страшного не происходит, а после вступления в силу новой сделки ОПЕК+ ситуация должна выровняться.
Но в истории ещё не было случаев продажи фьючерсных контрактов по отрицательной цене. Это означает только то, что нефть хранить действительно негде. По прогнозам аналитиков все мировые хранилища будут заполнены под завязку уже в мае, и времени на остановку скважин остается впритык. Напомню также, что после закрытия скважин, особенно старых, открыть их заново будет фактически невозможно.
Это означает окончательную разбалансировку рынка. Потребление физической нефти уже сократилось на 25-30 млн. баррелей в сутки - но в этой цифре не учитывается закупка нефти про запас в хранилища, и что произойдет после их заполнения никто сейчас не берётся предсказывать.
Согласно новой сделки ОПЕК+ с рынка в мае уйдет только 20 млн баррелей, это при условии, что все страны будут соблюдать договоренности реально, а не только на бумаге. Но и этого явно недостаточно.
Переизбыток нефтяного предложения неизбежно обрушит цены на все сорта нефти, включая российские Urals и Sakhalin Blend.
До каких значений упадёт нефть предсказать невозможно, пока все прогнозы базировались на улучшении ситуации с пандемией коронавируса, но что будет при второй или третьей волне эпидемии?
И как будет восстанавливаться рынок даже при благоприятном развитии событий?
Например, аналитик Пол Сэнки из банка Mizuho еще 18 марта 2020 года спрогнозировал отрицательные цены на нефть в ближайшем будущем.
Чем ещё грозит текущая ситуация для России?
Саудовская Аравия пользуется моментом и вытесняет российскую нефть со всех рынков. Себестоимость добычи нефти у арабов примерно в 2 раза ниже российской ($8-10 против $18-20). И они могут давать существенные скидки (для Европы, например, скидка $9-11 за баррель).
США несмотря на угрозу потери сланцевой отрасли обладает существенно дифференцированной экономикой, которая в целом от нефти мало зависит. Поэтому она тоже может позволить себе среднесрочный шторм на этом рынке. Более того, дешёвая нефть выгодна Трампу для поддержки собственной экономики, так как значительно снизится себестоимость всей продукции, производимой в Штатах.
Как говорится, дружба дружбой, а табачок табачком. По сути идёт третья мировая война - война на рынке нефти, которая существенно поменяет его конфигурацию.
Ну а российский бюджет, который наполовину формируется нефтегазовыми доходами, что будет с ним? Короткий 2-3 месяца шторм мы перенесем за счёт накопленных резервов, именно поэтому их сейчас и не трогают.
Но если придётся закрывать скважины из за того, что не хватает хранилищ, если мы мы потеряем традиционные рынки сбыта, то уже к концу этого года мы вернёмся по уровню жизни в 90-е годы, когда нефть, напомню, была по 10 долларов.
Но в то время у нас была жива почти вся советская промышленность, у власти находились крепкие хозяйственники, которые прошли путь на реальном производстве от простых рабочих до руководителей. Были живы научная школа и образование, которые продолжали давать кадры приличного уровня.
Всё это мы успешно "оптимизировали" за 20 путинских лет, и сейчас имеем во власти так называемых технократов, которые никогда не руководили даже малыми предприятиями. Наукой, экономикой, промышленностью, образованием рулят "эффективные менеджеры".
В нашей "эффективной" экономике царит застой аж с 2013 года, нет роста ВВП. "Эффективная" промышленность живёт на дотациях, льготах и субсидиях государства. "Эффективная" наука за последнее время запомнилась только многочисленными скандалами, но никак не открытиями мирового масштаба. Про образование, пожалуй, промолчу.
Всё управление страной свелось к выстраиванию жёсткой вертикали и силовому администрированию финансовых потоков.
Что будет делать власть, когда потоки превратятся в ручейки?