В начале апреля правительство Российской Федерации утвердило индивидуальную программу социально-экономического развития Алтайского края до 2024 года. И хотя вопрос, как мы будем жить дальше, касается каждого жителя региона, на официальном сайте краевого правительства об этом сообщается довольно коротко и сухо. "Деловой Бийск" предлагает читателям ознакомиться с документом более подробно и узнать, как должна улучшиться жизнь населения края к 2024 году.
Дороги, инвестиции, доходы - проблемы региона по мнению властей
Напомним, индивидуальная программа социально-экономического развития края на 2020-2024 годы разработана под руководством Министерства труда и социальной защиты РФ в рамках поддержки 10 отстающих регионов страны. Каждому из них на борьбу с бедностью выделят из федерального бюджета 5 млрд рублей.
По каким же критериям наш регион попал в десятку аутсайдеров? Об этом подробно говорится в первой части Распоряжения правительства РФ от 08.04.2020 №928-р, правда, статистика в анализе актуальна на начало 2019 года.
Здесь все: высокие показатели по естественной убыли и миграционному оттоку населения, низкая доля инвестиций в валовом региональном продукте (в 2,5 раза меньше среднего по РФ), мизерная доля добывающей промышленности (0,8 %) при значительных запасах полезных ископаемых и многое другое.
Анализируя инвестиционные возможности региона, в числе основных проблем Минтруд отмечает следующие моменты:
- высокая стоимость электроэнергии, что снижает конкурентоспособность бизнеса и инвестиционную привлекательность региона, а также является большой нагрузкой на доходы населения;
- низкий уровень инвестиционной активности;
- удаленность региона от значимых рынков сбыта. Транспортно-логистические затраты достигают 30 % стоимости продукции, делая ее неконкурентоспособной на международном рынке;
- высокий износ дорожной сети, который снижает транспортную доступность: 62 % автомобильных дорог края не соответствует нормативным требованиям. Количество техники для содержания и ремонта дорожной сети составляет 39 % от нормативной потребности, а ее износ - более 70 %. Все это препятствует росту грузо- и пассажирооборота, доступности туристических объектов и так далее;
- высокий уровень бедности. Среднедушевой доход населения в 1,5 раза ниже среднероссийского показателя, при этом на отрасли с заработной платой менее среднекраевого значения приходится 60 % занятых.
Высокий уровень безработицы и занятости в неформальном секторе. Если в среднем по России это 4,8 % и 20,1 % соответственно, то в Алтайском крае - 6,1 % и 23,7 %;
- высокая степень износа основных фондов промышленного комплекса, устаревшие технологии производства на большинстве предприятий, недостаточный уровень инноваций.
Над всем этим специалисты и предлагают поработать краевым властям под руководством куратора - министра труда и соцзащиты РФ Антона Котякова.
Больше экспорта, кредитов, технопарков: чем помогут экономике
Для вывода региона из бедности правительство предлагает действовать в следующих направлениях: создание условий и поддержка реализации инвестиционных проектов; создание условий для развития малого и среднего предпринимательства; развитие транспортной и социальной инфраструктуры.
Конкретно по первому пункту предлагается "докапитализация институтов развития", а именно Фонда развития Алтайского края и "Алтайского фонда микрозаймов". Кроме появления новых рабочих мест, планируемый эффект должен выразиться в 1,2 млрд рублей налоговых поступлений, а также в содействии 15 инвестиционным проектам. Правда, каким именно, не уточняется, так же, как и сумма поддержки по каждому проекту.
Нет конкретики и относительно создания промышленных и технопарков. Неизвестно, в каких отраслях и где именно их планируется построить, каковы сроки ввода и так далее. Указано лишь, что они дадут более 3000 дополнительных рабочих мест и 350 млн рублей налоговых поступлений.
Улучшить инвестиционный климат региона хотят и за счет создания инженерной инфраструктуры для жилищного строительства. По плану это должно обеспечить ввод более 250 тыс. кв. м жилья и улучшить жилищные условия более 3,3 тысяч семей.
Кроме того, планируется снизить нетарифные барьеры на ввоз продукции агропромышленного комплекса в Китай и внести в перечень продукции, разрешенной к ввозу в КНР, ржаную муку и ряд круп. Предполагается, что это увеличит экспорт продукции АПК, который к 2024 году должен достичь 501 млн долларов США и вырасти к уровню 2018 года в 2,5 раза.
Что касается поддержки малого и среднего предпринимательства, то здесь предусмотрена одна мера - субсидирование части затрат, связанных с приобретением оборудования. Каким будет механизм и максимальная сумма этой поддержки, в каких сферах бизнеса, не уточняется. Указан лишь планируемый эффект: 1100 дополнительных рабочих мест, 854 млн рублей налоговых поступлений и рост инвестиционных вложений на 3,4 млрд рублей. Зато именно на эту меру направят наибольший объем средств - около 1,4 миллиарда рублей из пяти планируемых.
Школу - Барнаулу, дороги - федералам
По двум остальным направлениям меры поддержки обозначены также лаконично, хотя и более конкретно.
Так, развитие транспортной инфраструктуры видится властям через передачу автомобильной дороги Барнаул-Павловск-Ребриха-Мамонтово-Романово-Родино-Кулунда-граница с Республикой Казахстан из краевой собственности в федеральную. С этой целью намечено приобретение вполне конкретного количества дорожно-строительной техники, включая передвижной асфальтобетонный завод.
Развитие же социальной инфраструктуры за все пять лет действия программы поддержат строительством школы на 550 мест в микрорайоне "Спутник" г. Барнаула.
Примечательно, что о планах по строительству этой школы глава Барнаула Сергей Дугин рассказывал краевым СМИ еще в июне 2018 года. Место под застройку на тот момент уже было зарезервировано. Проект вошел в региональную государственную программу "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения в Алтайском крае" на 2016-2025 годы. Строительство школы планировали начать как раз в 2020 году.
Мнение
Сергей, руководитель частного предприятия по грузоперевозкам:
- Наверное, все эти меры имеют смысл, но что именно поможет бийчанам, сказать трудно. Конечно, мне как работнику транспортной сферы нужны хорошие дороги. Промышленный парк тоже не помешал бы. У нас ведь производственных предприятий в городе с годами только меньше, а безработных больше. Субсидирование затрат на покупку оборудования - хороший момент, но опять же: появятся ли в Бийске в ближайшее время желающие начать свой бизнес? Социалка у нас никакая, молодых и энергичных калачом не заманишь.