Первая партия переселенцев прибыла на Кубань 220 лет назад: 25 августа 1792 года к полуострову Тамань причалил десант из казацкой гребной флотилии — пять десятков судов с более тремя тысячами человек. Миновав Крым, они прибыли к берегам Кубани. Вел казацкую эскадру полковник Савва Билый. Три другие колонны двигались из Приднестровья по суше. Одну из них вел атаман Захарий Чепига. Это была эпическая картина — на Кубань переселялись 18 000 человек: походные церкви, грузы, рождаются в дороге дети, их крестят, кто-то умирает. Все было организовано очень тщательно. Первый, главный, этап переселения закончился в 1794 году — за два года.
Одним из условий вступления в Черноморское войско была женитьба. Хотя уже последние запорожцы имели семьи, скелет еще оставался «холостяцкий». Был создан проект интеграции казацкого войска в милитарную структуру Российской империи. Чтобы были женаты и обладали землями на договорных правах. Запретили казакам избирать кошевых атаманов — их должны были утверждать в Санкт-Петербурге. Но если бы не было притока следующих колонн переселенцев из Украины, те из первой волны там бы все и вымерли. Ведь что такое 18 тысяч? Бойцов из них — пять тысяч. Необходимо было осваивать землю в новых климатических условиях.
Украинцы расселялись вдоль реки Кубань, образуя курени (казацкие поселения), которые, скорее, напоминали крепости, окруженные валами, с пушками. Да и над самой Кубанью построили оборонительную линию с форпостами и вышками. Сам Екатеринодар — нынешний Краснодар — был основан как Новая Сечь. И строили его по типу Запорожской Сечи — с куренями, провели сохой борозду, возвели церковь. Где была первая улица вдоль борозды — там сейчас улица Красная. Но уже нельзя было строить по принципу единого крепостного центра. И название Новая Сечь русская администрация не позволила, термин «запорожец» был официально запрещен. Курени разбросали по территории Кубани. Их названия, по наименованиям бывших запорожских, — это сейчас названия станиц: Каневская, Уманская, Полтавская, Медведовская, Новодеревянковская и т.п.. До 1842 года они назывались «куренями», позже «слободами», а после российское правительство ввело унифицированное название для всех казацких поселений — «станицы».
После 1794 года было еще несколько крупных волн украинской колонизации Северного Кавказа: как стихийное переселение отдельных семей и смельчаков, бежавших от крепостного права, так и организованные властью в 1809 — 1811 годах, 1821 — 1822 годах, в 1848-м, когда из Украины переселились 100 000 человек. Главным образом из Полтавской, Черниговской губерний и Слобожанщины. И это были именно казаки — по метрикам до конца XIX века «малороссийским казаками» числились около миллиона человек.
Итак, переселялись в Черноморию — так сначала украинские поселенцы называли Кубань — лица казацкого состояния, хотя много и обычных крестьян прибывало. Но со второй половины 1860-х правительство запретило переводить крестьян, которые добирались до Кубани, в казаки. Волны колонизации и дальше шли, но новоприбывшие не входили в казацкие станичные общины, а становились уже «иногородними», «городовиками». Это — украинцы, крестьяне, которые не могли становиться казаками и селиться в станицах. По разным данным, не менее 200 000 украинцев оказались на Кубани на протяжении XIX — начала ХХ века.