Найти тему
BIS ART GALLERY

Почему в живописи прошлого так много пышных женщин? BIS ART GALLERY о стандартах красоты

Ни для кого не секрет, что на протяжении всей истории человечества стандарты красоты, особенно женской, постоянно менялись. В наше время мы все чаще и чаще сталкиваемся с выдвижением идей бодипозитива, с поощрением отхождения от строгих стандартов красоты. Однако худоба все равно принимается как положительная черта внешности; миллионы девушек все равно морят себя диетами, зачастую доходя до расстройств пищевого поведения.

Тем не менее заходя в музейные залы с картинами Ренессанса или Рубенса, мы на полотнах видим героинь далеко не размера XS. Зачастую героини обнаженные, и художники воспевали их пышные формы на протяжении долгих столетий, в то время как в средневековых картинах женщины были в основном худощавы. Откуда такое изменение в стандартах красоты женского тела?

Якопо Пальма, "Юдифь", 1525-1528, холст, масло.
Якопо Пальма, "Юдифь", 1525-1528, холст, масло.

Средние века в Европе были временами тотального христианства и религиозного аскетизма. Этот аскетизм проявлялся и во внешности и в стандартах красоты людей. Они изображались худощавыми, скромными и сдержанными в своих одеяниях, так как человеческая плоть считалась греховной. В те времена привлекательными женщинами считались худые женщины, с худыми руками, ногами и маленькой грудью.

Амброджо Лоренцетти, фрагмент фрески "Плоды доброго правления", 1337—1339.
Амброджо Лоренцетти, фрагмент фрески "Плоды доброго правления", 1337—1339.

Постепенно с приходом Возрождения в Европу стандарты женской красоты начинали меняться на противоположные. Если в работах Боттичелли можно увидеть остатки средневекового влияния в предпочтении хрупких женщин, то с расцветом Ренессанса в моду окончательно вернулись древнегреческие идеалы и стандарты красоты.

Сандро Боттичелли, «Мадонна с Младенцем и ангелом, или Мадонна Евхаристии», ок. 1470. Темпера, дерево.
Сандро Боттичелли, «Мадонна с Младенцем и ангелом, или Мадонна Евхаристии», ок. 1470. Темпера, дерево.
Волосы золотистого цвета и белоснежная кожа по Боттичелли тоже стали стандартом красоты в Возрождение. Сандро Боттичелли, "Портрет молодой девушки", 1475-1480, темпера, дерево, 55.4х43
Волосы золотистого цвета и белоснежная кожа по Боттичелли тоже стали стандартом красоты в Возрождение. Сандро Боттичелли, "Портрет молодой девушки", 1475-1480, темпера, дерево, 55.4х43

Времена голодного Средневековья прошли, население стало лучше питаться. Стандарты красоты Древней Греции предполагали наличие здоровой внешности. Здоровая женщина в первую очередь конечно должна была суметь выносить и родить здоровое потомство. Признаками таких женщин были широкие бедра, крепкие ягодицы, выраженная талия и высокая и упругая грудь, которую надо было подчеркнуть.

Тициан, «Женщина перед зеркалом», ок. 1515, холст, масло. 93 × 77 см
Тициан, «Женщина перед зеркалом», ок. 1515, холст, масло. 93 × 77 см
Джорджоне, "Юдифь", 1504, холст, масло, 144х66
Джорджоне, "Юдифь", 1504, холст, масло, 144х66
Тициан, "Портрет девушки в мехах", ок. 1535, холст, масло. 93 × 63 см
Тициан, "Портрет девушки в мехах", ок. 1535, холст, масло. 93 × 63 см

Если, как говорилось раннее, человеческая плоть считалось греховной в Средневековье, то в Возрождение в телесности ничего постыдного не было - наоборот, ее возвышали. Художники любили подчеркивать половые признаки, отличающие женщин и мужчин. У женщин отличающая черта должна быть мягкость, округлость, пышность частей тела. Особый акцент был на обнаженную женскую грудь, особенно на грудь, ведь именно ею кормят младенцев.

Парис Бордоне, "Марс, Венера и Купидон", 1559-1560, холст, масло, 118х130.5
Парис Бордоне, "Марс, Венера и Купидон", 1559-1560, холст, масло, 118х130.5
Якопо  Пальма, "Портрет женщины, известной как куртизанка", 1520
Якопо Пальма, "Портрет женщины, известной как куртизанка", 1520

Тициан, "Сусанна и старцы", 1555–1556, холст, масло. 146,6 × 193,6 см
Тициан, "Сусанна и старцы", 1555–1556, холст, масло. 146,6 × 193,6 см
Рафаэль Санти, "Три грации", примерно 1504, доска, масло. 17 × 17 см
Рафаэль Санти, "Три грации", примерно 1504, доска, масло. 17 × 17 см
Рафаэль Санти, "Форнарина", 1518—1519, доска, масло. 85 × 60 см
Рафаэль Санти, "Форнарина", 1518—1519, доска, масло. 85 × 60 см
Тициан, "Венера Анадиомена", около 1520, холст, масло. 75,8 × 57,6 см
Тициан, "Венера Анадиомена", около 1520, холст, масло. 75,8 × 57,6 см
Парис Бордоне, "Венера и Амур", 1545-1550, холст, масло, 95 × 143
Парис Бордоне, "Венера и Амур", 1545-1550, холст, масло, 95 × 143

Можно сказать, что женщины с формами считались также женщинами из высшего общества, с достатком, который позволял им хорошо питаться и вести более праздный образ жизни, не утруждая себя тяжелым физическим трудом. Знак равенства между пышными женскими формами и изобилием и богатством поставил основоположник барокко Питер Пауль Рубенс. Благодаря любви к женщинам с формами и частому их изображению, появилось даже такое понятие, как "рубенсовские женщины". Впрочем, пышные женщин полностью соответствовали пышности форм и цветов барочного искусства.

Питер Пауль Рубенс, "Три грации", 1635, холст, масло.
Питер Пауль Рубенс, "Три грации", 1635, холст, масло.
Питер Пауль Рубенс, "Портрет Елены Фоурмен", 1630-е годы, масло по дереву. 96 × 86 см
Питер Пауль Рубенс, "Портрет Елены Фоурмен", 1630-е годы, масло по дереву. 96 × 86 см
Питер Пауль Рубенс, "Венера с зеркалом", 1613-14, холст, масло
Питер Пауль Рубенс, "Венера с зеркалом", 1613-14, холст, масло
Питер Пауль Рубенс, "Вирсавия у фонтана", 1635, холст, масло
Питер Пауль Рубенс, "Вирсавия у фонтана", 1635, холст, масло
Питер Пауль Рубенс, "Шубка", ок. 1636—1638 года, масло, холст. 176 × 83 см
Питер Пауль Рубенс, "Шубка", ок. 1636—1638 года, масло, холст. 176 × 83 см
Питер Пауль Рубенс, "Юпитер и Каллисто", ок. 1613 года, холст, масло. 306 × 202 см
Питер Пауль Рубенс, "Юпитер и Каллисто", ок. 1613 года, холст, масло. 306 × 202 см