Найти тему
История. Факты+мысли

Сталинские соколы - от триумфа до расстрела

Двадцатый век ознаменовался бурным ростом технического прогресса. Наряду с другими областями это коснулось и воздухоплавания. Люди с древних времен мечтали парить в небе, но реализовать в полной мере эти грезы смогли лишь в конце второго тысячелетия.

Настоящий бум авиастроительства в нашей стране пришелся на 30-е годы. Мальчишки и даже девчонки, сидящие за ученической партой, мечтали стать покорителями неба, беря пример с Валерия Чкалова и Валентины Гризодубовой.

Символы эпохи, с которых брали пример. (фото из открытых источников)
Символы эпохи, с которых брали пример. (фото из открытых источников)

Советская пропаганда всячески поощряла стремление молодого поколения, в буквальном смысле, вознося до небес популярность советских асов.
О том, что отечественным пилотам, в свою очередь, есть на кого равняться, знали только особо информированные товарищи и сами участники помпезных авиационных парадов.

В июне 1937 года всю страну облетело радостное известие о беспосадочном перелете на другой континент нашего прославленного летчика В.П. Чкалова.
При этом слова «
первый» и «советский», сочетались таким образом, что у населения не оставалось сомнений по поводу лидерства нашего авиапрома.
Между тем, сам Чкалов был прекрасно осведомлен, что еще за десять лет до него, в мае 1927, американский летчик Чарльз Линдберг совершил перелет через Атлантику, из Нью-Йорка в Париж.

Перелет Линдберга в 1927 годы и полет Чкалова десять лет спустя. (фото из открытых источников)
Перелет Линдберга в 1927 годы и полет Чкалова десять лет спустя. (фото из открытых источников)

С тех пор имя этого аса не сходило со страниц иностранной прессы, минуя разве что советскую периодику, так как нашим людям, по решению вождя, не надо было знать о событиях в мире.

Подписчики газет в СССР узнали о знаменитости только в связи с личной трагедией в семье авиатора – похищением в 1932 году его сына.
Выкуп был заплачен, но ребенка нашли мертвым.
Журналистам «Правды» и «Известий» разрешили написать об этом, делая акцент на «зверином оскале империализма».

Советская пресса изобличает дикий мир чистогана. (фото из открытых источников)
Советская пресса изобличает дикий мир чистогана. (фото из открытых источников)

Это несчастье, конечно, сказалось на карьере летчика, но мистер Линдберг был настолько одержим небом, что сумел привить любовь к полетам даже своей жене – дочери американского посла в Мексике, Энн Морроу (Линдберг).

Американская пара, добившись значительных успехов на этом поприще, очень скоро получила заслуженный статус экспертов в авиационном деле, и были ангажированы правительствами ряда стран посетить предприятия, выпускающие различные модели самолетов.

Побывав в Германии, чета Линдбергов пришла в полный восторг от четкой работы немецких инженеров и конструкторов.

После полета Чкалова, в 1938 году, в Кремле приняли решение пригласить супругов в нашу страну, надеясь на не менее лестные отзывы со стороны американцев.
Звездную пару встречал сам нарком К.Е. Ворошилов.
В Кремле, по традиции, устроили пышный банкет для дорогих гостей.

Чарльз Линдберг был профессионалом в своем деле, поэтому детально вникнув во все тонкости отечественного авиапрома, дал резко негативный отзыв в американской прессе, по возвращении домой.

«Общая картина на русских заводах настолько удручающая, что нашей стране ни коем случае не стоит искать союза с Москвой, а лучше обратить свое внимание на гитлеровскую Германию, на производственных концернах которой, я не выявил ни одного изъяна, - заявил он на пресс-конференции в Нью-Йорке, после европейского турне.

Ч. Линдберг с супругой. (фото из открытых источников)
Ч. Линдберг с супругой. (фото из открытых источников)

Такая позиция в корне расходилась с взглядами правительства и лично президента Ф.Д. Рузвельта, но в Америке за это не наказывали.
Священное право личности, высказывать собственное мнение, записано в конституции Соединенных Штатов, которая, по значимости, является вторым изданием после библии.

Реакция же товарища Сталина оказалась предсказуемой – инициатора приезда «подлеца Линдберга» наказали, расшаркивающемуся перед капиталистом К.Е. Ворошилову объявили устный выговор, заводы для посещения закрыли.

На самом деле, мистер Линдберг не преувеличивал недостатки в советской промышленности.
Наши конструкторы, конечно, ни в чем не уступали своим западным коллегам, но недостаточное финансирование плюс полная зависимость от партийных органов, сделала невозможным успешное развитие отрасли.

Стоило любому парторгу бросить клич о повышении плана, как весь трудовой коллектив с готовностью брал на себя дополнительные обязательства, сознавая,
что последует в случае отказа.

Бравурные телеграммы о таких решениях, мгновенно рассылались по смежным предприятиям, подхватывающим, в свою очередь, «ленинский/сталинский» почин.

Такой принцип работы не мог не сказаться на качестве выпускаемых самолетов самым плачевным образом. Количество аварий превышало все допустимые нормы.
Технических работников отрасли, признанных вредителями, конечно, сажали и расстреливали, но число митингов при этом не сокращалось, что только увеличивало процент авиакатастроф.

Дело дошло до того, что товарищ Сталин личным указом запретил членам ЦК (по крайней мере, нужным ему на тот момент людям) даже близко подходить к трапу самолета, и пользоваться только наземным транспортом.

Советская авиационная промышленность во многом держалась на энтузиастах, одним из которых был Павел Васильевич Рычагов.
Говорят, что есть люди, рожденные специально для какой-либо профессии. Если так, то Рычагов был летчиком от бога.

Еще, будучи курсантом летной школы, он неоднократно попадал в аварийные ситуации из-за технических неисправностей самолетов, всякий раз проявляя чудеса ловкости и самообладания.

Однажды, во время полета, лыжа, заменяющая шасси, поменяла положение и встала перпендикулярно земле.
При посадке это однозначно привело бы к катастрофе. Курсант на лету вылез из кабины, повис на крыле, дотянулся до крепежа и сумел вернуть полозку в нужную параллель, после чего посадил машину.
Если бы снизу за этим голливудским трюком не наблюдал весь аэродром, сжимая от напряжения кулаки, никто бы не поверил, что такое возможно.


В 1935 году, за виртуозное выполнение поставленной задачи во время общевойсковых учений, старший лейтенант Рычагов награждается орденом Ленина – редчайший случай не только для того времени.

В 1936 году, летчик подает рапорт и отправляется в составе интернациональной бригады на помощь испанским коммунистам.

В Испании, П. Рычагов был сбит два раза, но возвращался в строй. (фото из открытых источников)
В Испании, П. Рычагов был сбит два раза, но возвращался в строй. (фото из открытых источников)

Здесь он впервые встречается в небе с немецкими асами и сразу замечает, что манера ведения воздушного боя у немцев, разительно отличается от правил, по которым учат советских курсантов.
Гораздо более эффективная тактика, была основана, прежде всего, на радиофикации немецких бортов.

Кроме того, пообщавшись с пленными, Рычагов выясняет, что суммарный налет тренировочных часов в германских училищах, в два раза больше, чем в наших летных школах.
Такие факты не могли не навести на грустные мысли.

Покинув по приказу из Москвы Испанию, боевой летчик останавливается проездом в Париже, где посещает заведение не совместимое по своему назначению с нравственностью женатого советского командира.
Этот случай ему припомнят позже.

Париж всегда был городом любви. (фото из открытых источников)
Париж всегда был городом любви. (фото из открытых источников)

Пока же старшему лейтенанту присваивают внеочередное звание «майор», удостаивают звания «Героя Советского Союза» и отправляют учиться в академию.

Обучение длится меньше полугода и прерывается командировкой в Китай, где под псевдонимом «генерал Баталин», майор Рычагов назначается командующим всей авиацией в регионе.

Далее карьера напоминает подъем на скоростном лифте. Боевой летчик-испытатель, окончивший летное училище и полгода(!) отучившийся в академии, по очереди меняет должности командующего московского военного округа (в течение 2-х месяцев), командира Особой Краснознаменной Дальневосточной Армией (5 месяцев), командующего 1-й Отдельной Краснознаменной Армией (1 месяц) и командующего фронтовой авиацией во время финской кампании.

После командировки на озеро Хасан, П.В. Рычагову вручают орден Красного Знамени и партийный билет, выдача которого рекомендована тов. И.В. Сталиным и тов. К.Е. Ворошиловым.

С красной книжечкой члена КПСС, взлет по карьерной лестнице получает новый импульс, останавливающийся на должности начальника Главного управления Военно-Воздушных Сил РККА.

Молодому человеку, за 2.5 года прошедшему путь от майора до генерал-лейтенанта, на тот момент исполнилось 29 лет.

Павел Рычагов с женой. (фото из открытых источников)
Павел Рычагов с женой. (фото из открытых источников)

Товарищ Сталин очень любил продвигать на высшие руководящие посты молодых командиров, проявивших себя в боевой обстановке и имеющих нужное для того времени происхождение.
Диплом о высшем образовании считался ненужным, а в ряде случаев, вредным атрибутом.

Иосиф Виссарионович не сомневался в правильности выбранной кадровой политики вплоть до последних чисел июня 41-го.

Новый главком ВВС, внимательно изучив положение, пришел к неутешительным выводам.
По итогам выявленного отставания советской техники в воздушных схватках в небе Испании, на Халхин-Голе и в Финляндии, товарищ Сталин объявил о модернизации отрасли.

Курсанты направлялись в военно-учебные заведения по разнарядке, а не по собственному желанию.
При этом количество брака при производстве неуклонно росло, а число учебных вылетов сократили до минимума.

В результате, незадолго до войны, воздушный флот терял по 2-3 самолета в день(!).
Высокие партийные комиссии не успевали выявлять вредителей из числа мотористов, бортмехаников на аэродромах и инженеров на оборонных заводах.
Желающих занять их место находилось все меньше.

Обо всем этом генерал-лейтенант П.В. Рычагов был осведомлен и постоянно подавал рапорты о катастрофической ситуации в войсках и учебных полигонах.

Не знал он только о том, сколько тонн топлива, используемых на обучение немецких асов, регулярно поставляется из СССР в гитлеровскую Германию.
Про постоянно увеличивающийся, но лежащий мертвым грузом, золотой запас страны Советов, главкому тоже было не известно.

Секретное совещание в Кремле. (фото из открытых источников)
Секретное совещание в Кремле. (фото из открытых источников)

Финалом головокружительной карьеры офицера, стало обвинение, брошенное в лицо лично вождю, в том, что он заставляет необученных пилотов выполнять виражи на «летающих гробах».

Это случилось на секретном совещании, 9 апреля 1941 года, в ходе которого главкому высказали претензии из-за «неудовлетворительного положения дел на воздушном флоте», а уже 12 числа, Рычагов смещен с должности и формально отправлен на учебу в академию.
На самом деле, оказавшись не у дел, он вместе с женой, летчицей Марией Нестеренко, уехал на море.

По возвращении в Москву, 24 июня 1941 года, предатель и шпион Рычагов П.В. 1911 года рождения, был арестован.

Выяснилось, что он создал целую сеть изменников родины, будучи завербованным еще в Париже.
Активной участницей заговора, являлась и его жена – заместитель командира авиаполка Нестеренко М.П. 1910 г.р.

Справедливый гнев и суровая кара советского народа настигли обоих 28 октября 1941 года.
Вместе с ними расстреляли группу заговорщиков (25 человек), выявленную благодаря «чистосердечным признаниям» супругов.

Привычная процедура тех лет. (фото из открытых источников)
Привычная процедура тех лет. (фото из открытых источников)

Как уже говорилось выше, в 1932 году, у семьи Линдберг похитили и убили ребенка (всего у пары было пять детей).
В результате масштабных поисков, подозреваемый был задержан и суд присяжных заседателей подтвердил его вину, хотя многие юристы до сих пор допускают судебную оплошность в данном деле (этот случай наделал много шума в Соединенных Штатах).

Преступника, санкционировавшего казнь семьи летчика Рычагова, не надо искать –памятник на месте его захоронения утопает в цветах.
Надо только вынести утвердительный вердикт по поводу его вины. Ошибки здесь не будет.

Цветы здесь не увядают никогда. (фото из открытых источников)
Цветы здесь не увядают никогда. (фото из открытых источников)

Хотя смерть всей «группы заговорщиков по авиационному делу 1941 года» давно уже перешла из классификации преступления в категорию статистики.


Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, если понравилась статья.

Товарищ Сталин - драматург своей эпохи

Строительство здания ООН. Щедрый подарок Рокфеллера

"Догоним и перегоним". Н.С. Хрущев