Найти тему
THE WIRE

Суровая история создания «Скалы»

Подбиралась к большим экранам «Скала» очень тяжело. Работавшие над ней продюсеры Дон Симпсон и Джерри Брукхаймер выходили из затяжного кризиса, связанного с судебными тяжбами со студией Paramount, с которой у них был подписан многолетний контракт.

Граждане, выпустившие для студии несколько кассовых хитов, среди которых «Танец вспышка», «Полицейский из Беверли-Хиллз» и «Лучший стрелок», оступились в 1990 году с фильмом «Дни грома». Из-за различных договоренностей между продюсерами и студией, итоговой кассы фильма не хватало для того, чтобы довольны остались все.

Студия Paramount обвинила продюсеров в растратах и разбазаривании средств, требуя вернуть около 20 миллионов долларов, которые были потрачены на «Дни грома». Брукхаймер и Симпсон долго сопротивлялись, но в итоге разорвав контракт и заплатив неустойку ушли на студию Дисней.

Брукхаймер, Симпсон и Том Круз на Днях грома
Брукхаймер, Симпсон и Том Круз на Днях грома

Именно в этот момент им в руки попали сразу несколько сценариев, которыми они стали заниматься на новой студии. Среди этих скриптов была и «Скала». Однако, со «Скалой» сразу возникла проблема. Сценарий требовал огромных по тем временам денег.

80 миллионов долларов всего один фильм студия Дисней выдать отказалась. Тем более первая работа продюсеров на студии обернулась фиаско. Комедийный боевик «Осторожно, заложник!» с треском провалился в прокате не сумев отбить даже свой небольшой бюджет.

Вместо одного большого фильма Брукхаймер и Симпсон попытались выбить у студии 80 миллионов на три других картины. Фильмами этими были «Опасные мысли», «Багровый прилив» и «Плохие парни».

Кадр из фильма Осторожно заложник
Кадр из фильма Осторожно заложник

С последним произошла забавная ситуация. По контракту с продюсерами, фильмы, от производства которых студия отказывалась окончательно, чего не произошло в случае со «Скалой», Брукхаймер и Симпсон могли снять на другой студии. Именно это и произошло с «Плохими парнями». На идее комедии о двух белых копах киностудия сразу поставила крест, ибо сама по себе идея была глубоко вторичной.

Когда с этим сюжетом продюсеры пошли на студию Сони, они получили добро, но в сюжет попросили внести множество правок, а бюджет фильма уменьшить в пару раз. В итоге белые полицейские стали черными полицейскими, а из-за бюджетных ограничений съемки пришлось перенести в Майами.

Пока шла работа над этими тремя лентами, продюсеры не оставляли попыток запустить в работу «Скалу». Понимая, что самая простая возможность это сделать – заполучить на главную роль суперзвезду, сценарий фильма отправили Арнольду Шварценеггеру.

Коннери и Брукхаймер на съемках Скалы
Коннери и Брукхаймер на съемках Скалы

Арни предлагали роль Джона Патрика Мэйсона. Арнольд тогда не испытывал недостатка в предложениях, так что, прочитав сценарий отказался. По его словам, сделал он это из-за того, что попавший к нему в руки сценарий содержал всего 80 страниц, на которых были многочисленные правки, к которым была ещё и куча уточнений каракулями, которые он не мог разобрать. Позже отказ от роли в «Скале» Арнольд будет называть самым обидным отказом в своей карьере.

Неизвестно, что произошло бы со сценарием «Скалы», в случае если бы какой-то из трех продюсерских проектов Брукхаймера и Симпсона провалился. Возможно, фильм так никогда и не увидел свет, как это часто случалось в те времена с сотнями экшн-проектов. Но «Опасные мысли», «Багровый прилив» и «Плохие парни» выступили в кинотеатрах отлично, особенно это касается двух первых фильмов. После тройного кассового успеха от граждан, студия Дисней дала зеленый свет «Скале».

Сценарий фильма, как оно часто бывает, в этот момент слабо напоминал итоговый вариант, который все мы знаем. Фильм был гораздо серьезнее и мрачнее. Первым, кого Брукхаймер и Симпсон позвали в кресло режиссера был Тони Скотт. Постановщик был уже известен в Голливуде своими кассовыми работами, и сами продюсеры его хорошо знали. Скотт был режиссером фильмов «Лучший стрелок», «Полицейский из Беверли Хиллз 2» и «Последний бойскаут».

Лучший стрелок
Лучший стрелок

Тони Скотт согласился поставить фильм и какое-то время даже принимал участие в работе над сценарием. Но по его признанию, он ему все равно не нравился, а потому, когда всплыл сценарий фильма «Фанат» и замаячила возможность поработать с Робертом Де Ниро, Тони Скотт сразу же отказался от «Скалы».

Здесь «Скала» имела все шансы стать долгостроем. Но в этот момент Джерри Брукхаймер и Дон Симпсон окончательно разругались. По соглашению между ними «Скала» должна была стать последней лентой, над которой они будут работать вместе. Дабы побыстрее избавиться от этого актива, продюсеры не стали затягивать поиски режиссера, а просто подтянули к проекту Майкла Бэя, с которым они неплохо сработались на «Плохих парнях».

Студия Дисней была от этого выбора не в восторге, ибо «Скала» должна была стать серьезным и дорогим боевиком, а за руль посадили постановщика бюджетного комедийного фильма про двух черных, который разнесли критики. Студия пыталась обойти продюсеров договорившись о режиссерском кресле с Квентином Тарантино, но Квентин отказал, согласившись только на полировку имевшегося сценария. Благодаря Квентину главные герои в сценарии сильно увеличили свой запас ругательств.

-6

Так же с боем продюсерам пришлось проталкивать в каст и Николаса Кейджа. В те годы никто не видел в Кейдже героя боевика. Здесь продюсерам очень повезло. Дело в том, что Шон Коннери, к которому они обратились сразу же после Кейджа, прочитав сценарий, задал только один вопрос – с кем ему придется играть в фильме. Когда он услышал имя Николаса Кейджа он сразу согласился. Так как Шон Коннери в фильме – это была большая удача, о Николасе Кейдже студия предпочла быстро забыть, решив, что этот сопутствующий ущерб можно пережить.

Съемки были очень тяжелыми. Если в бюджетных «Плохих парнях» контроль со стороны студии был минимальным, то в «Скале» студия Дисней следила за каждым шагом Майкла Бэя и многие решения приходилось проталкивать в фильм с боем.

Так как Бэй все равно разрешал актерам импровизировать, что выливалось в различные шутки о космонавтах, которых в сценарии не было, в один из дней терпение Дисней лопнуло и Бэя вызвали на ковер, после чего, по слухам он должен был быть уволен с кресла режиссера «Скалы».

Николас Кейдж и Майкл Бэй
Николас Кейдж и Майкл Бэй

Сам Бэй был в этом уверен на 100%. Тем более, что вызывали его прямо посреди съемок, что означало приостановку производства. И здесь произошло то, что по мнению Бэя спасло его карьеру. Недовольный остановкой съемок Шон Коннери сообщил, что поедет к студийным боссам вместе с Бэем.

В интервью Бэй утверждает, что вместо ожидаемого увольнения он стал свидетелем возмущений Шона Коннери, который вошел в кабинет руководителя студии Рикардо Местреса сразу же за ним, и не дав никому опомниться стал орать.

Шон Коннери получил 12 миллионов за «Скалу», а вместе с этим и кресло продюсера, так что мог непосредственно влиять на многие решения, касающиеся фильма. По словам Коннери, Бэй был отличным режиссером и ни в одном из решений молодого постановщика за все время работы он сомневался. Так же Шон считает «Скалу» лучшим фильмом из тех, в которых он снялся после девяностого года.

Шон Коннери и Майкл Бэй
Шон Коннери и Майкл Бэй

В общем Бэя не уволили, импровизировать на площадке пошли ещё активнее, а студия перестала вмешиваться в производство. Тем более в этот момент из-за проблем с сердцем умер продюсер Дон Симпсон и у студии стало на одну головную боль больше, ибо в случае каких-то телодвижений картина могла и вовсе развалиться.

Проблемы с сердцем у продюсера были из-за пристрастия к кокаину и выпивке. Именно из-за этих проблем Дона Симпсона, Джерри Брукхаймер решил прекратить сотрудничество, которое продюсеров связывало 15 лет. В итоге «Скалу» посвятили именно Симпсону. Продюсер, кстати, внес в фильм очень большой вклад. Он сделал из генерала Хаммела антигероя, а не стопроцентного злодея, коим он был в первоначальном сценарии.

Попав в кинотеатры в июне 1996 года, «Скала» при бюджете в 75 миллионов долларов, собрала в прокате 335 миллионов. Это четвертый результат в году. Впереди оказались только «День независимости», «Смерч» и «Миссия невыполнима». Однако, все эти фильмы обладали подростковыми возрастными рейтингами PG-13, а «Скала» располагала взрослым R.

Карьеры всех граждан, замешанных в производстве ленты, пошли в гору. Майкла Бэя больше никто не контролировал на «Армагеддоне», снятом на той же студии Дисней, Брукхаймеру выделялись любые деньги на его фильмы, что в итоге привело к весьма печальным последствиям, Шон Коннери стал получать по 20 миллионов за роль, а Николас Кейдж стал суперзвездой жанра экшн.

Stay Tuned!

Гибель фильма Дюна