Найти тему
Oriental Mos Gallery

КОРОТКО И ПРОСТО : 4+ СТИЛЯ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ

Оглавление

Очень коротко и просто о четырех основных стилях китайской живописи: как они называются, чем отличаются и в чем их основная ценность.

1. Каллиграфия

4 стиля китайской каллиграфии: Джуань Шу, Ли Шу, Синь Шу, Кай ШУ
4 стиля китайской каллиграфии: Джуань Шу, Ли Шу, Синь Шу, Кай ШУ

Как и привычная нам европейская, китайская каллиграфия — это "текст, написанный тушью, красивым почерком". Искусство каллиграфии - это всегда написание именно иероглифов, а не общее название рисунков тушью, как иногда считают люди, которые не знакомы с терминологией восточного искусства

В Китае искусство каллиграфии ценится необычайно высоко, больше, чем сама живопись тушью.

Очень непросто понять и оценить европейскому зрителю ценность того или иного каллиграфического текста, когда непонятен ни текст, ни образ иероглифа, ни общая композиция, ни смыслы.

Фото на занятиях китайской каллиграфией в Ляонинском Университете, г.Аньшань, пров. Ляонин, Китай
Фото на занятиях китайской каллиграфией в Ляонинском Университете, г.Аньшань, пров. Ляонин, Китай

За кажущейся простотой одного взмаха кисти (для того, чтобы написать один иероглиф, тушь набирается на кисть только один раз) стоят годы ежедневных тренировок и твердость руки мастера.

Это удивительный эффект: несмотря на то, что далеко не каждый гражданин Китая обладает навыками хотя бы сносной каллиграфии, практически каждый из них без труда определит, писал ли данную каллиграфию этнический китаец или нет.

Коротко и просто - 5 стилей китайской каллиграфии

2. Се И (Xie Yi) - "Живопись идеи"

-4

В самом названии этого стиля, которое переводится буквально "Писать Смысл, Идею" заложено его основное свойство и узнаваемость. Изображения стиля Се И достаточно абстрактны, они не являются непосредственно рисунком объекта, а передают его образ.

Се И - это "абстракционизм по-китайски". Чем меньшим количеством движений и элементов передан образ, настроение и чувство объекта, тем больше ценится картина.

Фрагменты картин современных художников: Лю Фэнвей, Н.Вороная
Фрагменты картин современных художников: Лю Фэнвей, Н.Вороная

Как и в случае с каллиграфией, простота лаконичного изображения Се И весьма обманчива, работа в этом стиле требует (кроме упорных тренировок) большой точности руки и твердости духа. Не говоря уже о том, что необходимо обладать определенными техническими навыками, чувством тона и цвета, композиции.

«Живая» бумага — растекание туши и цвета
«Живая» бумага — растекание туши и цвета

Картины стиля Се И пишутся на "живой", не обработанной и не пропитанной ничем, "рисовой" бумаге Сюань. Она быстро впитывает воду, тушь и краски.

3. Гун Би (Gong Bi) - "Тщательная кисть"

Фрагменты картин современных художников: Ли Чже, Ли Сяомин, Джао Гуодзин, Мария Маевская
Фрагменты картин современных художников: Ли Чже, Ли Сяомин, Джао Гуодзин, Мария Маевская

Характер картин стиля Гун Би можно понять из названия. Картины, исполненные в этой технике, очень тщательно прорисованы. В основе лежит контур, выполненный тушью. Далее он заполняется большим (от 5 до 50) количеством полупрозрачных слоев цвета или разведенной туши.

В противоположность Се И, изображение Гун Би тяготеет к буквальности, а в некоторых случаях даже фотографичности изображения: используется светотеневой способ передачи объема.

Основа картины в стиле "гунби" - контурный рисунок тушью; финальный этап - наложенные слои цвета
Основа картины в стиле "гунби" - контурный рисунок тушью; финальный этап - наложенные слои цвета

Этот стиль не допускает спешки. Линейный контур должен быть продуман и точен (так же, как и в европейской школе исполнения рисунка). Заполнение его ценится чистотой и тонкостью переходов, "нюансностью" оттенков. Однако, не следует забывать, что для китайского зрителя основную ценность представляет именно качество линии: ее точность и "сила". Эта система ценностей построена на том, что все образы, в том числе и образы живописные должны быть «каллиграфичны», именно написаны, а не собраны из разрозненных элементов воедино.

Фрагменты картин классических художников: Джузеппе Кастильоне - основатель стиля Гун Би (18 в н.э.), Гу Кайджи - отец основатель китайской живописи (4 в н.э.)
Фрагменты картин классических художников: Джузеппе Кастильоне - основатель стиля Гун Би (18 в н.э.), Гу Кайджи - отец основатель китайской живописи (4 в н.э.)

Есть мнение, что стиль Гун Би в том виде, который мы знаем сейчас, был сформирован итальянцем Джузеппе Кастьльоне (кит. имя Лан Шинин 郎世宁). В начале 18-го века он был художником при дворе китайского императора. Вдохновляясь китайскими сюжетами, Кастильоне соединил выразительные возможности китайской линии с «объемностью» и насыщенными цветовыми решениями итальянской живописи своей эпохи. Такое исполнение пришлось по вкусу китайцам, и очень скоро эта техника стала "исконно китайским дворцовым стилем".

"Готовая" (пропитанная квасцами) бумага сюань
"Готовая" (пропитанная квасцами) бумага сюань

Картины стиля Гун Би пишутся на "готовой" (пропитанной специальным фиксирующим раствором) "рисовой" бумаге Сюань или шёлке. Зафиксированная бумага или ткань не дает туши и воде растекаться, позволяя создавать очень точные изображения.

4. Традиционный пейзаж

Фрагменты классических образцов традиционного Китайского Пейзажа
Фрагменты классических образцов традиционного Китайского Пейзажа

Пейзаж - второй по возникновению жанр китайской живописи.

Будучи самостоятельным жанром, китайский пейзаж также является самостоятельной техникой. Для написания пейзажа используются свои, характерные для этого стиля технические приемы. Техника изображения традиционного китайского пейзажа является неким "стыком" техник Се И и Гун Би.

Фрагменты пейзажей, выполненных современными художниками в стиле традиционного китайского пейзажа.
Фрагменты пейзажей, выполненных современными художниками в стиле традиционного китайского пейзажа.

Для традиционного пейзажа характерно комбинирование цельных пятен-силуэтов, которые больше присущи Се И, и точного линейного рисунка, который можно встретить в Гун Би. Особенным и обязательным элементом пейзажа являются штрихи "цунь", которых можно насчитать несколько десятков видов. Каждый из них легко визуально узнаваем и имеет свое название.

Китайский зритель не воспринимает пейзаж серьезно, если в нем не видно хорошо различимых "цуней" - это та самая техническая изюминка, о которой если не сказать "европейскому зрителю", он ее даже не заметит.
Старинные пейзажи писали на шелке. Сейчас для этой техники используют как «живую» бумагу, так и «готовую». Есть средний, пограничный сорт «пейзажной» бумаги – «полусырая, полуготовая» бумага Сюань.
Старинные пейзажи писали на шелке. Сейчас для этой техники используют как «живую» бумагу, так и «готовую». Есть средний, пограничный сорт «пейзажной» бумаги – «полусырая, полуготовая» бумага Сюань.

5. Мо Гу Фа - "Бескостный стиль"

Самое нежное Мо Гу Фа современности - Китайская Художница Чжоу Бин.
Самое нежное Мо Гу Фа современности - Китайская Художница Чжоу Бин.

Так же известен как "бесконтурное Гун Би". Однако к Гун Би этот достаточно молодой стиль имеет мало отношения и гораздо больше схож с европейской акварельной техникой. В нем мы редко встречаем контурные линии, выполненные тушью. Но сам контур часто обозначен достаточно четко благодаря линейным просветам (не закрашенными областями) между заполненными краской элементами.

Данный стиль не предполагает работы со множеством слоев. Особое внимание обращается на смешение минеральных красок и тональностей туши на том или ином материале (бумага или шелк) при их нанесении и высыхании.

Техника данного стиля позволяет создавать интересные текстуры и фоновые решения для разнообразных композиций. Основной жанр Могу Фа – «Цветы и птицы».
____________________________

Автор статьи: Рудина Валерия

Ранее статья была опубликована на сайте expo.mos.gallery

(с) Первая Московская Галерея Восточной Живописи mos.gallery
Информационные материалы для гостей и зрителей, интересующихся искусством Востока.