Очень коротко и просто о четырех основных стилях китайской живописи: как они называются, чем отличаются и в чем их основная ценность.
1. Каллиграфия
Как и привычная нам европейская, китайская каллиграфия — это "текст, написанный тушью, красивым почерком". Искусство каллиграфии - это всегда написание именно иероглифов, а не общее название рисунков тушью, как иногда считают люди, которые не знакомы с терминологией восточного искусства
В Китае искусство каллиграфии ценится необычайно высоко, больше, чем сама живопись тушью.
Очень непросто понять и оценить европейскому зрителю ценность того или иного каллиграфического текста, когда непонятен ни текст, ни образ иероглифа, ни общая композиция, ни смыслы.
За кажущейся простотой одного взмаха кисти (для того, чтобы написать один иероглиф, тушь набирается на кисть только один раз) стоят годы ежедневных тренировок и твердость руки мастера.
Это удивительный эффект: несмотря на то, что далеко не каждый гражданин Китая обладает навыками хотя бы сносной каллиграфии, практически каждый из них без труда определит, писал ли данную каллиграфию этнический китаец или нет.
Коротко и просто - 5 стилей китайской каллиграфии
2. Се И (Xie Yi) - "Живопись идеи"
В самом названии этого стиля, которое переводится буквально "Писать Смысл, Идею" заложено его основное свойство и узнаваемость. Изображения стиля Се И достаточно абстрактны, они не являются непосредственно рисунком объекта, а передают его образ.
Се И - это "абстракционизм по-китайски". Чем меньшим количеством движений и элементов передан образ, настроение и чувство объекта, тем больше ценится картина.
Как и в случае с каллиграфией, простота лаконичного изображения Се И весьма обманчива, работа в этом стиле требует (кроме упорных тренировок) большой точности руки и твердости духа. Не говоря уже о том, что необходимо обладать определенными техническими навыками, чувством тона и цвета, композиции.
Картины стиля Се И пишутся на "живой", не обработанной и не пропитанной ничем, "рисовой" бумаге Сюань. Она быстро впитывает воду, тушь и краски.
3. Гун Би (Gong Bi) - "Тщательная кисть"
Характер картин стиля Гун Би можно понять из названия. Картины, исполненные в этой технике, очень тщательно прорисованы. В основе лежит контур, выполненный тушью. Далее он заполняется большим (от 5 до 50) количеством полупрозрачных слоев цвета или разведенной туши.
В противоположность Се И, изображение Гун Би тяготеет к буквальности, а в некоторых случаях даже фотографичности изображения: используется светотеневой способ передачи объема.
Этот стиль не допускает спешки. Линейный контур должен быть продуман и точен (так же, как и в европейской школе исполнения рисунка). Заполнение его ценится чистотой и тонкостью переходов, "нюансностью" оттенков. Однако, не следует забывать, что для китайского зрителя основную ценность представляет именно качество линии: ее точность и "сила". Эта система ценностей построена на том, что все образы, в том числе и образы живописные должны быть «каллиграфичны», именно написаны, а не собраны из разрозненных элементов воедино.
Есть мнение, что стиль Гун Би в том виде, который мы знаем сейчас, был сформирован итальянцем Джузеппе Кастьльоне (кит. имя Лан Шинин 郎世宁). В начале 18-го века он был художником при дворе китайского императора. Вдохновляясь китайскими сюжетами, Кастильоне соединил выразительные возможности китайской линии с «объемностью» и насыщенными цветовыми решениями итальянской живописи своей эпохи. Такое исполнение пришлось по вкусу китайцам, и очень скоро эта техника стала "исконно китайским дворцовым стилем".
Картины стиля Гун Би пишутся на "готовой" (пропитанной специальным фиксирующим раствором) "рисовой" бумаге Сюань или шёлке. Зафиксированная бумага или ткань не дает туши и воде растекаться, позволяя создавать очень точные изображения.
4. Традиционный пейзаж
Пейзаж - второй по возникновению жанр китайской живописи.
Будучи самостоятельным жанром, китайский пейзаж также является самостоятельной техникой. Для написания пейзажа используются свои, характерные для этого стиля технические приемы. Техника изображения традиционного китайского пейзажа является неким "стыком" техник Се И и Гун Би.
Для традиционного пейзажа характерно комбинирование цельных пятен-силуэтов, которые больше присущи Се И, и точного линейного рисунка, который можно встретить в Гун Би. Особенным и обязательным элементом пейзажа являются штрихи "цунь", которых можно насчитать несколько десятков видов. Каждый из них легко визуально узнаваем и имеет свое название.
Китайский зритель не воспринимает пейзаж серьезно, если в нем не видно хорошо различимых "цуней" - это та самая техническая изюминка, о которой если не сказать "европейскому зрителю", он ее даже не заметит.
5. Мо Гу Фа - "Бескостный стиль"
Так же известен как "бесконтурное Гун Би". Однако к Гун Би этот достаточно молодой стиль имеет мало отношения и гораздо больше схож с европейской акварельной техникой. В нем мы редко встречаем контурные линии, выполненные тушью. Но сам контур часто обозначен достаточно четко благодаря линейным просветам (не закрашенными областями) между заполненными краской элементами.
Данный стиль не предполагает работы со множеством слоев. Особое внимание обращается на смешение минеральных красок и тональностей туши на том или ином материале (бумага или шелк) при их нанесении и высыхании.
Техника данного стиля позволяет создавать интересные текстуры и фоновые решения для разнообразных композиций. Основной жанр Могу Фа – «Цветы и птицы».
____________________________
Автор статьи: Рудина Валерия
Ранее статья была опубликована на сайте expo.mos.gallery
(с) Первая Московская Галерея Восточной Живописи mos.gallery
Информационные материалы для гостей и зрителей, интересующихся искусством Востока.