Здравствуй, дорогой читатель!
В последние десятилетия после крушения Советского Союза в мировом медиа-пространстве набрал актуальность тренд переписывания истории XX века. Направлен он в первую очередь на искажение исторической роли нашей страны, максимальную дискредитацию социалистического пути развития общества, на котором она стояла, а так же на подрыв внешнеполитической значимости современной России.
Так, на празднование 75-летия операции "Оверлорд" в Нормандии были приглашены лидеры Германии и Франции, но при этом - ни одного представителя России. Европарламент в 2019 году назвал Советский Союз виновником Второй мировой войны наравне с Германией, а крупная американская компания-разработчик видеоигр при создании очередной части "Call of Duty" заявила, что не уверена, на какой стороне находился СССР в той войне.
Примеров подобного на самом деле гораздо больше, и многие из них заслуживают отдельного обзора и опровержения, но сегодня у нас пойдет речь об одной из попыток обесценивания не политического, а напрямую военного участия Советского Союза в войне. Нам предлагается считать началом перелома в войне не Сталинградскую битву, а сражение при Эль-Аламейне.
Что же происходило на Североафриканском ТВД в то время, когда наши деды защищали город на Волге?
В июне 1942 г. итало-немецкие войска Эрвина Роммеля разбили англичан под Эль-Газалой, овладели Тобруком и взяли в плен 25 тыс. солдат. Немцы рвались к Суэцкому каналу, захват которого сильно затруднил бы сообщение Англии с Индией, а плацдарм на Ниле позволил бы войскам Оси приступить к завоеванию всего Ближнего востока.
Остановила Роммеля 8-я армия Монтгомери лишь в 70 км от Александрии - на укрепленных позициях под Эль-Аламейном. Затишье на фронте наступило до 23 октября, когда английские войска, накопив достаточно сил и получив новейшие американские танки, перешли в наступление и смогли сбросить со своих позиций фашистский корпус.
Соотношение сил к моменту начала английского контрнаступления было таково: у Роммеля 11 дивизий, из которы лишь 4 немецкие (итальянцы заметно уступали германцам в боевом духе и подготовке) - 115 тыс. солдат, 559 танков, 552 орудия. У союзников: 220 тыс. солдат, 908 орудий и 1100 танков.
Сравним с началом операции "Уран" под Сталинградом: у Красной армии 1,1 млн солдат, 900 танков, 15 тыс. орудий и минометов. Вермахт: 1 млн солдат, до 700 танков, 11 тыс. орудий и минометов.
Величины несопоставимые. Однако на просторах интернета порой встречается аргумент "от танков" в пользу значимости Эль-Аламейна, мол союзники сконцентрировали бОльший бронированный кулак, нежели советы. Это верно только для начала операций. Интенсивность боев под Сталинградом была такова, что за время всей операции, до 2 февраля 1943 г., было пущено в дело 4 тысячи танков, а под Эль-Аламейном только 2 тыс.
И все же, в оценке значимости сражения в первую очередь должен учитываться урон, нанесенный врагу и стратегические последствия, к которым оно привело. Потери войск Германии и ее союзников под Сталинградом составили более 900 тыс. человек, под Эль-Аламейном - всего 28 тыс. солдат.
После Сталинградской победы, не теряя инициативы, советские полководцы одерживали победу одну за другой, уничтожали крупнейшие группировки врага под Курском, на Днепре, под Ленинградом, и так освободили почти всю территорию СССР еще до открытия Второго фронта.
На прочих театрах военных действий коренного перелома не наблюдалось вплоть до операции "Оверлорд" летом 1944 г. Начатое в 1943 г. наступление в Италии заглохло вплоть до открытия фронта в Нормандии. Ущерб, нанесенный советскими войсками вермахту после Сталинграда несоизмеримо выше тех успехов союзников, которых они добились после Эль-Аламейна.
Аргументом в пользу сражения на севере Африки порой служит численность взятых пленных, превышающая численность плененных немцев в операции "Уран". Это верно: в мае 1943 г. итало-германский корпус капитулировал перед союзниками, сдались 240.000 человек, при том, что потери Оси во всей кампании составили ок. 40 тыс. убитыми и раненными.
В советский плен после капитуляции 6-й армии Паулюса попало более 90 тыс. фашистских солдат. Но следует учесть, что изначально их в окружении было 330 тыс., около 30 тыс. немцы сумели эвакуировать на самолетах, значит 210 тыс. были убиты в упорных боях.
Под Эль-Аламейном - потеря 12% личного состава и белый флаг, под Сталинградом - капитуляция после потери 64% солдат. Это говорит о гораздо большей ожесточенности сражений на Восточном фронте.
Если война англичан с немцами была похожа на "старый братский спор", а немецкие пленные в Англии без охранения отпускались на работу к английским фермерам, то война Германии и СССР носила характер войны на уничтожение. Для немцев это была война за очищение жизненного пространства от русских "недочеловеков". Для полного краха их национальной шовинистической идеи потребовалась Москва и Сталинград, а позже - Берлин.
Некоторые скажут, что Северная Африка оттянула на себя пусть и не большие, но все же силы Гитлера, которые если бы оказались на Восточном фронте, то стали бы для СССР той "соломинкой, переломившей хребет верблюда". Навряд ли - корпус Роммеля воевал в условиях хронического дефицита боеприпасов и топлива, фактически не получая подкреплений.
Примечательно, что после взятия Тобрука Роммель, получивший фельдмаршальский жезл, написал: "Я бы предпочел, что бы Гитлер дал мне не фельдмаршала, а еще одну дивизию", но все подкрепления, формировавшиеся для Африки, в срочном порядке отправлялись на Восток - так под Москвой воевали немецкие танки в пустынном камуфляже, но нет ни одного свидетельства того, чтобы из-под Москвы или Сталинграда подразделение сняли с фронта и отправили воевать в Египет.
Что касается оценок рассматриваемых сражений современниками, то почти все говорили об Африканской кампании как о второстепенном участке войны.
Черчилль называл действия своих войск в Африке «булавочным уколом», который гитлеровцы могли бы с лёгкостью отразить, если бы не увязли в России.
Немецкий генерал Ганс Дёрр признавал, что "Сталинград стал поворотным пунктом Второй мировой войны. Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в её истории, для России – её величайшей победой".
Так о своем поражении писал Роммель: "В Берлине придавали кампании в Северной Африке второстепенное значение, и ни Гитлер, ни Генеральный штаб не относились к ней особенно серьезно».
После победы в Сталинграде король Великобритании прислал в дар городу меч, на клинке которого на русском и английском выгравирована надпись: "Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь, – от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа".
Рузвельт, в грамоте Сталинграду писал: «От имени народов Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых во время осады с 13 сентября 1942 года по 31 января 1943 года будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей».
Во Франции имя Сталинград увековечено в названиях улиц и площадей. В Париже имя Сталинграда носят площадь, бульвар и станция метро. Проспекты и улицы Сталинграда есть еще в четырех городах Франции и в бельгийской столице Брюсселе, а также в итальянской Болонье. Улицы Сталинграда остались в городах Польши, Чехии, Словакии.
В 1945 году никому не пришло бы в голову сравнить Сталинград с Эль-Аламейном, но времена меняются...
Подписывайтесь на канал, если статья была интересной!
Читайте так же:
Русь против крестоносцев. Настоящее Ледовое побоище
Почему Великая депрессия не коснулась СССР?
Победа при Гросс-Егерсдорфе