Зачем Серджо Корбуччи это сделал. Зачем снял с разрывом в три года два одинаковых вестерна, с похожим сценариями, на тех же пейзажах, и с почти идентичным актерским составом, этого он уже не расскажет. Вряд ли коммерческий успех «Наемника» (1968г.) мотивировал его, человека коммунистических взглядов, снимать «Напарников» (1970г.). За свою режиссерскую карьеру наравне с шедеврами жанра «спагетти-вестерн» – «Джанго» и «Великое молчание» – он снял огромное количество кинохалтуры, зарабатывая легкие деньги. Скорее всего, «Напарниками» он подводил итог своим экспериментам в жанре вестерна и продублировал не мрачного и жестокого «Джанго», а циничного, ироничного и энергичного «Наемника».
После этого Корбуччи полностью переключился на коммерческие комедии, среди которых особняком стоит весьма талантливая картина – «Блеф» с Адриано Челентано и Энтони Куином.
В «Наемнике», как и в «Напарниках» Корбуччи взял на вооружение классическую схему сапата-вестерна. Тандем американца или европейца (в данном случае поляка) и мексиканского бандита-революционера ищет свою выгоду в хаосе гражданской войны в Мексике (1910-1917 гг.). Сапата-вестерн, названный так по имении мексиканского революционера и крестьянского вождя Эмилиано Сапата – поджанр популярного в 1960-1970-е годы спагетти-вестерна. Сапата-вестерн был случайно создан сценаристом-марксистом Франко Солинасом и режиссером Дамиано Дамиани, который в 1966 году выпустили на экраны «Пулю для генерала». Это всегда вестерн о мексиканской междоусобице с политическим левым подтекстом, если даже это комедия.
В «Наемнике» действие происходит в начале мексиканской революции. Показательно, что сценарий начинал писать все тот же Франко Солинас, но Корбуччи убрал его ради Лучано Винченцони (сценариста «долларовых» вестерном Серджо Леоне), которые убрал всю политику на задний план, а на передний выдвинул иронию, сарказм, черный юмор и комический сцены.
Польский солдат удачи Сергей Ковальски (Франко Неро) сталкивается с нищим мексиканским пеоном Пако Романом (Тони Мусанте), который устроил восстание на серебряном руднике. Ковальски за деньги соглашается стать техническим и военным советником Пако Романа и помогает ему в постоянных стычках с полковником правительственных войск Гарсией. При этом за ними гоняется старый знакомый Ковальски американский лощенный бандит по кличке Кучерявый (Джек Пэланс).
В итоге Пако меняет задачу для наемника. Ковальски должен научить его руководить революцией. «Революционеры» путешествуют из города в город, грабя все на своем пути и громя правительственные части. К их армии присоединяется революционерка Коломба, которая влюбляется в Пако Романа и выступает против его зависимости от наемника, который берет деньги и при этом откровенно насмехается над революцией.
Отменно поставленные перестрелки и батальные сцены следуют одна за другой. Чего только стоит атака Пако и Ковальски на автомобиле с пулеметом артиллерийской батареи полковника Гарсии. Герой Франко Неро снова не выпускает пулемет из рук (он взял его в руки еще в «Джанго»).
В итоге Пако убивает Кудрявого на дуэли, а герои расстаются. Пако остается с Коломбой и отвергает предложение Ковальски создать наемническую контору. Напоследок наемник спасает Пако жизнь, перебив засаду солдата полковника Гарсии, и кричит: «Продолжай мечтать! Но по сторонам поглядывай!».
«Напарники» в целом повторяют сюжетные ходы «Наемника». Только здесь шведский наемник Йодлаф Петерсон (снова Франко Неро) встречает пеона по имени Васко (на этот раз Томас Милиан), который стал «офицером» в революционной банде «генерала» Монго. Они терпеть не могут друг друга. Васко называет Петерсона «пингвином» из его изысканного костюма. Но им по приказу Монго приходится вместе отправиться на поиски профессора Ксантоса (Фернандо Рей). Профессор один знает шифр сейфа, который хочет открыть генерал Монго.
Профессора они вызволяют из американской тюрьмы. В итоге за ними гоняются американская и мексиканская армии. И снова появляется американский бандит с деревянной рукой по имени Джон (опять Джек Пэланс), которого швед в свое время подставил. Ансамбль дополняет революционерка Лола, которая влюбляется в Васко.
Снова масса перестрелок, трюков и комедийных ситуаций, и снова герой Франко Неро не выпускает из рук пулемет. Генерал Монго убит. В сейфе ничего не оказалось, и швед украл святыню городка Сан-Бернардино (где происходит основное действие фильма) – золотую статуэтку Святого Бернарда. Ваксо же поверил в революцию и решил стать ее настоящим солдатом.
Герои встречаются для последней дуэли, между ними лежит статуэтка святого. Но вместо того, чтобы стрелять друг в друга, они убивают спрятавшихся в засаде людей однорукого Джона. Затем гибнут и профессор, и Джон. В последней сцене Петерсон уезжает, но видит приближающиеся правительственные войска. Он разворачивает коня и с криком «Compañeros! Vamos a matar!» (Ребята! Давайте убивать!) и мчится галопом назад. Он тоже стал солдатом революции.
Он мчится под бесподобную композицию Эннио Морриконе «Compañeros». Только ради нее стоило снять «Напарников». Может и в этом была мотивация Серджо Корбуччи.