Огромные стальные монстры появились на фронтах Первой Мировой, чтобы навсегда изменить характер войны. Но с какими трудностями пришлось столкнуться их экипажам
15 сентября 1916 года на реке Сомме - огромной мясорубке Первой Мировой, впервые были использованы танки.
Само слово "tank" - дословно означает цистерна, а для обозначения этих боевых машин оно привязалось случайно, когда первые английские танки перебрасывали на Сомму, в радиопереговорах использовалось слово цистерна, чтобы противник не понял, что к фронту перебрасывают новые боевые единицы.
Первый танк назывался MK - I и изобретен в Британии
Первые танки не имели башни, а орудия располагались в боковых спонсонах - выступах по бортам. Причем выпускались три модификации "самец" с пушечным (две 57 мм. пушки) и пулеметным вооружением, "самка" с пулеметным и "гермафродит" имевший и пушку и пулемет.
Главная задача танка - это прорыв укреплении. В условиях позиционной войны линии траншей не могли прорвать годами и одна кровопролитная атака сменялась не менее кровопролитной и безрезультатной контратакой противника.
Для крупномасштабного наступления на Сомму прибыло 49 таких MK- I.
Нужно сразу сказать, что танк MK-I за всю войну получил несколько модификаций: MK-II,MK-III,MK-IV и MK-V. Конструкции первых двух различались незначительно. Более существенно отличался лишь Mk-IV: пулеметы "Гочкисс" сменились "Льюисами", пушки стали короче, т.к. иногда зачерпывали грязь и не могли стрелять. Топливные баки разместили вне корпуса. Горючее подавалось принудительно, на выхлопную трубу поставили глушитель. Улучшили смотровое устройство механика-водителя: оно стало представлять собой броневую перфорированную плиту, которая обеспечила более эффективную защиту от свинцовых брызг.
Mk - V получил эпициклическую коробку скоростей фирмы “Уилсон”, которая позволяла управлять танком одному человеку, тогда как в ранних моделях требовались два водителя, и командирскую башенку, а также семафор – для оперативной связи.
Правда конструкция танков была крайне ненадежной и 17 из них вышли из строя по причине неполадок. Оставшиеся 32 танка пошли в атаку, при этом 5 застряли и 9 вышли из строя по техническим причинам.
Оставшиеся 18 машин продвинулись вглубь немецкой обороны на 5 километров. Конечно, они производили ошеломляющий эффект на врага, поскольку средств борьбы с танками еще не было.
Но для самих танкистов воевать в такой стальной коробке было очень непросто, дело в том, что они имели ряд недостатков:
1. Условия внутри танка
Любая бронемашина - это прежде всего оружие и о комфорте конструкторы думали в последнюю очередь.
Первые танки не имели моторного отделения, а двигатель был расположен вместе с экипажем в одном огромном отсеке.
Это приводило к тому, что в танке стояла нереальная жара. Доходило до 50, а по другим данным до 70 градусов цельсия. Грохот от орудий, оглушал танкистов. Системы отвода пороховых газов не было и едкий дым быстро заполнял рубку отчего экипаж мог потерять сознание.
Участник первого танкового боя под Виллер-Бретоннё лейтенант Ф.Митчелл вспоминал:
Рев нашего двигателя, нервный стук наших пулеметов, стреляющих по пехоте бошей, и громоподобный грохот 6-фунтовых пушек, все это было закупорено в этом узком пространстве, наполняли наши уши шумом. Вдобавок к этому мы почти задыхались от паров бензина и кордита.
2. Сложность управления.
Экипаж танков серии MK I-V составлял 8 человек, ведь управление танком осуществляли сразу 4 человека. Зачем же так много?
Водитель управлял главным фрикционом и коробкой передач, командир - бортовыми тормозами и 1 или 2 помощника водителя отвечали за бортовые коробки передач. Необходимо было контролировать скорость сразу двух траков.
У механика-водителя был руль, соединенный стальными тросами с румпелем в хвосте. Натяжением троса румпель блокировал одно из колес, и танк скользил в том же направлении. Но впоследствии от колесного хвоста отказались.
2. Недостаточная проходимость
Поля боя Первой Мировой были жутко изрыты воронками и представляли собой сплошные участки раскисшей от дождей земли. Первые танки не имели достаточно возможностей для преодоления траншей и грязи.
Иногда длинна пушек была таковой, что те черпали грязь и не моги вести огонь. Поэтому первые танки MK-I имели "колесный хвост". первоначально планировалось, что танк будет управляться с их помощью, но оказалось, что и гусеницы прекрасно справляются, но также он помогал в преодоления траншей. Правда уже в следующей модификации от него отказались.
Но даже при всем этом танк мог почти утонуть в этой грязи.
Известна история танка по прозвищу "Фрай Бентос" и его экипажа застрявшего в воронке от снаряда прямо перед траншеями немцев в битве при Пашендейле.
При помощи личного оружия экипаж отбивался от окруживших танк немцев, которые чтобы выкурить танкистов использовали стрелковое вооружение и даже динамит. Одному немцу удалось залезть на танк, чтобы бросить гранату в люк, но один из членов экипажа сумел застрелить его и граната рванула на броне.
Так прошло трое суток, у экипажа закончилась вода и пришлось пить ее из радиаторов. Боеприпасы также были на исходе и под прикрытием ночи, они выбрались из танка и пробились к своим. При этом только один член экипажа погиб, а остальные отделались ранениями.
Выживший член экипажа, Сержант Миссен, вспоминал:
"Я вышел из правой двери спонсона, чтобы подложить под одну сторону балку самовытаскивания, но услышал пули, попавшие в танк, и увидел, что некоторые боши примерно в 30 ярдах стреляют в меня, я снова вошел. Брэди вылез с другой стороны, чтобы помочь мне, и они застрелили его, и он упал под тонущий танк, Артурс сказал, что он мертв.
3. Недостаточная защищенность
Лобовая броня первых танков составляла всего 12 мм., а по бокам 10мм., она хорошо сдерживала только стрелковое вооружение. Какое-то время полевая артиллерия не использовала бронебойные снаряды, но и фугасные могли серьезно повредить или вывести танк из строя. С появлением бронебойных пуль и снарядов, противотанковых винтовок бронезащита и вовсе стала недостаточной. От попадания фугасного снаряда отлетали заклепки и броневые листы могли отойти или отвалиться обнажая боевое отделение.
Участник первого танкового боя под Виллер-Бретоннё лейтенант Ф.Митчелл вспоминал:
Приближаясь к деревне, к своему изумлению, я увидел, что два танка "самка" медленно двигаясь, отошли в тыл. Они оба были поражены снарядами. В их бортах были большие дыры. Они вынуждены были отойти, так как их пулеметы Льюиса были бесполезны против тяжелой брони врага и их зияющие бока больше не давали им никакой защиты от этого ужаса. Теперь они были беззащитны даже перед пулеметными пулями и им ничего не оставалось делать, кроме как уйти с поля боя.
Танки также были уязвимы к газовым атакам и экипажам частенько приходилось сидеть в раскаленных машинах в противогазах.
Перед боем с танками врага Митчелл испытал на себе действие газовой атаки:
Экипажи были в масках большую часть дня, у них болели глаза и пересыхало в горле.
Но потеряв бдительность и сняв маски они попали под внезапный обстрел врага:
Как раз перед рассветом апреля 24-й сильный артобстрел заполнил лес; Я был разбужен в темноте выстрелом из пистолета. Кто-то сильно тряс меня. - Газ, сэр, газ!"
Но Митчелл успел глотнуть газа, его со слезящимися от газа глазами вывели под руки на открытое место и когда газ рассеялся ему пришлось искать свой танк, но трое из его экипажа были поражены сильнее:
Вскоре я нашел свой танк накрыл его брезентом. Люки были распахнуты, но дверь была закрыта. Внутри было пусто. На земле, в обертках из брезента я почувствовал, что-то теплое и мягкое. Это был один из членов экипажа, лежащий в маске, но оглушенный газом.
К этому времени уже у двоих из моей команды развились неприятные симптомы отравления газом: плевки, кашель, фиолетового цвета лица. Их увели в тыл.
Одного из них безвольно растянувшегося на земле. Погрузили на носилки.
Так у экипажа Митчелла перед первым танковым боем в истории осталось 5 членов экипажа из 8.
4. Плохие средства связи
Экипажу танка было очень трудно наблюдать за полем боя, так как основным средством наблюдения были смотровые лючки в лобовом листе. Чтобы хотя бы что-то видеть в бою нужно было оставлять узкую щель, часто это становилось уязвимым местом для водителя и командира и приводило к травмам глаз от брызг крошившегося металла.
Имелись также перископические устройства, но эффективно пользоваться ими было не возможно. Стрелки также имели лишь смотровые щели. Они закрывались бронестеклом, но могли разбиться при попадании пуль или снарядов.
Поэтому экипажи носили специальные шлемы, которые выглядели устрашающе.
Средств внутренней и внешней связи, также не было. Планировалось связываться посредством сигнальных флажков или семафоров и даже проводного телефона, но это не было эффективно. Связь со штабом осуществляли с помощью голубей, правда птицы часто гибли из-за невозможных условий внутри танка.