По Федеральному закону № 257 "Об автомобильных дорогах" (ч. 11 ст. 13) в местном бюджете должны быть заложены деньги на «капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения». Следовательно, обеспечивать надлежащее состояние этих транспортных объектов – прямая обязанность органов местного самоуправления.
Председатель СНТ должен в письменном виде обратиться к главе муниципального образования и сослаться на вышеупомянутую норму закона. Если вы получаете отрицательный ответ, то пишете губернатору. Последняя инстанция – суд, который может своим решением обязать администрацию заниматься своими обязанностями.
Причем при проведении работ должны быть соблюдены следующие условия:
- доведение ширины дороги до 7 метров, чтобы была возможность организовать движение общественного транспорта;
- обустройство остановок с освещением и нанесение разметки.
Для перевода дороги из грунтовой в асфальтобетонную необходимо предусмотреть ремонт дороги с возможностью движения общественного транспорта. В населенных пунктах и у территории СНТ необходимо обустроить тротуары, остановки, места для разворота автобусов на конечных остановках, линии наружного освещения в населенных пунктах и СНТ, а также нанесение разметки.
Так, например, в Московской области принята программа по приведению подобных дорог в надлежащее состояние. По распоряжению губернатора для проведения ремонта дорог, которые являются бесхозяйными, муниципалитетам необходимо принять дорогу в муниципальную собственность в течение 30 дней, подготовить документы для публикации торгов в срок до 45 дней, заключить контракты и выполнить работы по ремонту.
Исходя из анализа положений 257-ФЗ, субъектами, на которых распространяется действие закона, являются владельцы автомобильных дорог:
- государственная компания "Российские автомобильные дороги",
- исполнительные органы государственной власти,
- исполнительно-распорядительный орган муниципального образования,
- физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами.
Соответственно, именно на них и лежит ответственность по содержанию дорог в надлежащем состоянии.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 16 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п. 12 ст. 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, обязанность по содержанию дороги общего пользования местного значения возложена на орган местного самоуправления.
Итак, дороги, ведущие до садовых товариществ, принадлежат органам муниципальной власти – районным, городским, поселковым. А дороги, расположенные на территории СНТ являются имуществом общего пользования садоводов и являются их общей собственностью.
Дороги муниципального значения ремонтируются за счет средств местного бюджета той администрации, на балансе которой они находятся. Чаще всего садоводам необходимо письменно обратиться в администрацию с просьбой о реконструкции или ремонте подъездной дороги к СНТ.
Статья была полезной - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.