Добрый день, читатель. Введение режима повышенной готовности в России, в качестве превентивной меры по борьбе с коронавирусом не дает оснований для нарушения норм федерального закона № 152-ФЗ "О персональных данных" и соответственно не дает права на произвольный сбор и обработку таких данных. Об этом говорится в заключении, Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики при Ассоциации юристов России.
В заключении содержит информацию о таких мерах, как ввод электронных пропусков, получение специальных кодов для выхода на улицу в различных целях.
К слову, если вы установили приложение госуслуги стопкоронавирус, то могли заметить что при регистрации оно запрашивает уж как-то много информации, не относящейся к выходу из дома.
Так вот, в заключении указано, что любые системы автоматизированного наблюдения и контроля (мониторинга) поведения граждан больных или не больных (без разницы), собирающие и обрабатывающие персональные данные, могут использоваться только в соответствии с федеральным законом, а не на основании актов органов власти регионов. При этом, если будет принят "очень специальный" федеральный закон, то обрабатывать персональные данные необходимо по правилам закона № 152-ФЗ "О персональных данных".
Авторы заключения пишут, что разрабатываемые властями регионов приложения для наблюдения и контроля, должны собирать и обрабатывать лишь такие персональные данные о гражданах, которые действительно необходимы для предотвращения распространения вируса. Но, они не должны собирать и обрабатывать информацию в "хомяковом" режиме "впрок", а также по принципу "пригодится". Как пример приводится приложение от Департамента информационных технологий г. Москвы «Социальный мониторинг».
Это приложение контролирует лица с подтвержденным диагнозом COVID-19. В сведениях о приложении указано, что оно получает доступ ко всем данным, содержащимся на устройстве пользователя, а также дает разрешение на фото- и видеосъемку, запуск сервисов на устройстве и изменение иных параметров функционирования устройства.
Шикарный набор! Но, для заявленных целей приложения он явно избыточен, для них достаточно данных о геолокации и общей информации, указанной при регистрации в приложении пользователем. А заявленный функционал приложения «Социальный мониторинг» имеет возможность удаленного несанкционированного использования смартфона.
Авторы заключения считают, что важно, чтобы в нормах субъектов имелись нормы о прекращении работы систем мониторинга при нормализации обстановки. Акты кроме того, должны разъяснять судьбу собранной информации. Данные которые власти собрали за время мониторинга, должны быть уничтожены или обезличены для использования в научных целях. А сами данные нельзя передавать коммерческим структурам или с их помощью влиять на принятия каких-либо решений, затрагивающих права и законные интересы граждан. Кроме того, авторы заключения отмечают, что приложения доступны не всем. "Принимаемые региональными властями меры по мониторингу поведения граждан должны быть максимально технологически-нейтральными для минимизации рисков дискриминации граждан по признаку их цифровой грамотности" коды и иные меры, которые связаны с мобильными приложениями, достаточно удобные и современные. Однако они требуют наличия определенного программно-аппаратного обеспечения, навыков работы с ним, доступа к сети Интернет. Но не все граждане способны использовать приложения с QR-кодом или иные подобные средства. Значит, такие они автоматически лишаются возможности реализовать свои права и свободы. Такая дискриминация, является дискриминацией по признаку социального происхождения и недопустима в силу положений ст. 19 Конституции РФ и ч. 1 ст. 4 Международного Пакта ООН о гражданских и политических правах. Граждане должны иметь выбор и возможность реализации своих прав доступными им средствами в условиях режима повышенной готовности.
Если Вам понравилось, то подписывайтесь на канал и не забудьте поставить лайк. Успехов вам.