Всем привет!
Если вы читаете эту статью, вероятно, вы, как и я в прошлом, ознакомились с большим количеством литературы, чтобы понять логику составления бухгалтерских проводок.Во время моей учебы в институте преподаватели нам давали такие сложные схемы составления проводок, что в итоге никто из нас так и ничего не понял, поэтому все банально их зубрили.
Когда я начала работать, у меня возникла, скажем, острая необходимость их понимать (на работе был строгий главбух, который мог в любой момент спросить любую проводку, и я должна была ее написать).Да и вообще, мне самой был неприятен тот факт, что я не понимаю то, что делаю.Было принято решение - идти на курсы по бухгалтерскому учету, где нам дали кое-какие хитрости (или как модно сейчас говорить "лайфхаки"), чтобы составлять проводки,и я хочу поделиться с вами в этой статье. И объяснить простыми словами.
Все мы знаем, что счета бывают активные, пассивные или активно-пассивные.Какой из них каким является- вы можете посмотреть в плане счетов, который я советую всегда иметь при себе на рабочем столе.
Любая хозяйственная операция подразумевает взаимодействие двух счетов - по Дебету одного счета и по Кредиту другого.
ДЕБЕТ - это нам должны, КРЕДИТ -мы должны (если путаетесь, запомните по кредиту в банке - МЫ взяли кредит и МЫ должны банку).
Если счет активный - значит, его увеличение отражается по Дебету, уменьшение - по Кредиту.
Если счет пассивный - значит, его увеличение отражается по Кредиту, а уменьшение - по Дебету.
Если активно-пассивный - здесь зависит от конкретной ситуации.Он может в одном случае быть активным, а в другом-пассивный. И в этом моменте у большинства возникают сложности - как быть, если счет активно-пассивный -ставить в Дебет или Кредит? В конце статьи (там, где хитрость №3) я представила алгоритм из двух вопросов, с помощью которого вы поймете, что и куда ставить!
Итак, начнем разбирать обещанные "Хитрости".
ХИТРОСТЬ №1
ЕСЛИ ОДИН ИЗ СЧЕТОВ АКТИВНЫЙ, ТО СОСТАВЛЯЕМ ПРОВОДКУ ОТНОСИТЕЛЬНО НЕГО.
Потому что тут особо не запутаешься - если активный счет увеличился, "чего-то" стало больше на активном счете, значит, ставим в ДЕБЕТ, если меньше - в КРЕДИТ.Например, у нас есть операция - отпустили материалы в основное производство. Тут работают счета 10 и 20, оба активные.Теперь представляем - на складе были материалы, их, грубо говоря, забрали и передали в производство.Значит, на складе (сч.10) их стало меньше, а в производстве (сч. 20) стало больше.Соответственно, проводка будет:
- Отпущены материалы в производство: Д 20 К 10.
То же самое касается денежных операций.ПРИБАВИЛИСЬ ДЕНЬГИ, НАМ ОПЛАТИЛИ - В ДЕБЕТ СТАВИМ 50 или 51 , УМЕНЬШИЛИСЬ ДЕНЬГИ, МЫ ЗАПЛАТИЛИ - В КРЕДИТ СТАВИМ 50 или 51.Если МЫ оплатили, перечислили, перевели, выдали, погасили, списали ДЕНЬГИ и т.д. (с расчетного счета или кассы), значит мы сразу же ставим в КРЕДИТ счет 51 или 50 соответственно (52 для валютных счетов), а второй счет автоматически встает в ДЕБЕТ:
- Оплатили счет поставщику с р/с: Д 60 К 51;
- Выдали наличные средства подотчетному лицу из кассы: Д 71 К 50;
- Перечислена заработная плата из р/с: Д 70 К 51;
- Погашен кредит (долгосрочный или краткосрочный) банка с расчетного счета: Д 67 или 66 К 51.
Если НАМ оплатили счет, внесли, поступили, перевели, зачислили или вернули ДЕНЬГИ (на расчетный счет или в кассу) значит мы сразу же ставим в ДЕБЕТ счет 51 или 50 соответственно (52 для валютных счетов), а второй счет автоматически встает в КРЕДИТ:
- Поступили деньги от покупателя на расчетный счет: Д 51 К 62;
- Возврат неиспользованной подотчетной суммы в кассу: Д 50 К 71;
- Внесен наличными вклад в уставный капитал: Д 50 К 75;
- Внесены на расчетный счет деньги из кассы: Д 51 К 50.
Теперь представьте, насколько становится легче, когда рассуждаешь относительно активного счета, ведь это касается всех денежных операций!
ХИТРОСТЬ № 2
ЗАПОМНИ - НАЧИСЛЕН(А) ИЛИ ВЫПЛАЧЕН(А) - ЭТО РАЗНЫЕ ВЕЩИ!
ВЫПЛАЧЕНА - значит, эта операция связана с деньгами, мы рассматривали это выше, пользуйся хитростью № 1.НАЧИСЛЕНА - значит, мы еще только посчитали эту сумму, но не выплатили, это никак не связано с выплатой денег!
Представьте такую ситуацию - вы берете деньги в долг у своего лучшего друга. Неделю назад у него взяли 200 рублей, вчера взяли 50 рублей, сегодня взяли 100 рублей. И завтра решили вернуть все долги.Завтра вы просыпаетесь, считаете, сколько должны - 200+50+100=350 рублей Вы ему должны, то есть 350 рублей ВЫ НАЧИСЛИЛИ. А потом вы пошли к нему и отдали эту сумму, то есть ВЫПЛАТИЛИ.В бухгалтерском учете начисление подразумевает суммирование долга, поэтому проводки будут связаны с увеличением счета.Если этот счет пассивный, значит начисление будет по КРЕДИТУ.Но чаще всего это касается активно-пассивных счетов, ниже рассмотрим их.Когда вы выдаете зарплату сотрудникам, вы сначала начисляете.Формируется проводка:
- Начислена заработная плата сотрудникам основного производства: Д 20 К 70;
Мы посчитали, сколько должны сотрудникам, просуммировали и поставили эту сумму в КРЕДИТ 70 счета.А потом выдаете:
- Перечислена заработная плата из р/с: Д 70 К 51;
ХИТРОСТЬ № 3
ЕСЛИ СЧЕТ АКТИВНО-ПАССИВНЫЙ, ТО ЗАДАЙ ДВА ВОПРОСА И ПОЙМЕШЬ ЧТО И КУДА СТАВИТЬ.
АКТИВНО-ПАССИВНЫЕ СЧЕТА коварны тем, что в одних случаях они ведут себя как активные, а в других - как пассивные. И тут вам поможет составленный мною "Алгоритм 2-х вопросов", который поможет вам понять, каким является счет в конкретном случае.
Давайте разберем примеры с применением данного алгоритма:
Начнем с одним из самых часто используемых счетов - это счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", который является активно-пассивным.
Допустим, вчера поставщик отгрузил нам материалы на 100 000 рублей. А сегодня мы заплатили ему за эти материалы.Мы должны составить проводку, куда ставить 60 счет - в Дебет или Кредит? Пользуемся нашим алгоритмом:
Итак, поставщик отгрузил нам материалы.У кого возникла задолженность? У нас.Пока он нам ничего не отгружал, мы ему ничего не должны были.А вчера нам привезли материалы, и МЫ ДОЛЖНЫ ему оплатить.Значит, счет 60 ведет себя как пассивный!Ок, мы поняли, что долг возник у нас и счет пассивный.Теперь задаем вопрос - задолженность увеличилась или уменьшилась?Мы погасили его задолженность, наш долг уменьшился - он был 100 000 рублей, а мы ему заплатили, и теперь стал 0. Смотрим по схеме - долг уменьшился, значит ставим сч. 60 в ДЕБЕТ.Формируется проводка:
- Погашена задолженность поставщику (оплатили счет поставщика):Д 60 К 51(50)
Рассмотрим и другие примеры.
Нам нужно оплатить страховые взносы в размере 35 000 рублей, и, как говорилось ранее, мы сначала начисляем, а потом выплачиваем их.Начисление идет на счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", который является активно-пассивным.Куда его ставить - в Дебет или Кредит? Руководствуемся моим алгоритмом: У кого возникла задолженность?У нас, это ведь мы должны оплатить в фонды, а не они нам.Значит, счет 69 ведет себя как пассивный.Итак, мы начислили, но еще не выплатили.Долг увеличился или уменьшился? Конечно, он увеличился.Ведь сначала его не было,он был равен 0, но потом мы посчитали, просуммировали, получили 35 000 рублей и собрали на 69 счете, чтобы выплатить.А если счет пассивный, и долг увеличился, значит, он идет в КРЕДИТ. И формируется проводка:
- Начислены страховые взносы на обязательное страхование: Д 20 К 69
А когда мы их оплатили, наш долг уменьшился, значит 69 счет идет в ДЕБЕТ: Д 69 К 51
А вот еще случай- получили долгосрочный кредит в банке на сумму 120 000 рублей.Тут идет в дело 67 счет "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", который является активно-пассивным.Куда его ставить - в Дебет или Кредит? Пользуемся нашей схемой.У кого возник долг - у нас или банка?У нас, мы же взяли кредит и мы должны.Значит, в данном случае 67 счет ведет себя как пассивный.Пока мы не брали кредит, наш долг был равен 0.Но мы взяли, и теперь должны банку 120 000 рублей.Долг увеличился на 120 000 рублей.Получается, 67 счет в данном случае пассивный и он увеличился - ставим в КРЕДИТ. Получается проводка:
- Получен долгосрочный кредит банка: Д 51 К 67.
А когда мы начали этот кредит платить, формируется проводка: Д 67 К 51 - погашена часть кредита банка.67 счет ставим в ДЕБЕТ, потому что наша задолженность уменьшается.
Конечно, можно было здесь просто применить хитрость № 1 и дело с концом.Но ведь бывают случаи, когда ни один из счетов не является активным.Рассмотрим примеры, где не задействован активный счет.
Вот случай: нам нужно удержать и оплатить НДФЛ из зарплаты наших сотрудников.Здесь будут задействованы два счета - 68 "Расчеты по налогам и сборам", который является активно-пассивным и 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", который является пассивным.Что и куда ставить?
Итак, снова берем в пользование нашу схему. У кого возникла задолженность?У нас, мы должны заплатить НДФЛ как налоговые агенты.Значит, счет 68 ведет себя как пассивный.Пока мы не считали, долг был равен 0, но мы насчитали, просуммировали, и теперь должны оплатить какую-то сумму НДФЛ.Значит, долг увеличился, счет 68 ставим в КРЕДИТ. Формируется запись:
Удержан НДФЛ из заработной платы работников: Д 70 К 68
Давайте рассмотрим другой пример, тоже очень распространенный - продажа товара покупателю.
Представим, что сегодня мы отгрузили товар покупателю на 50 000 рублей. А завтра он нам заплатит за него. У нас получаются две операции - одна связана с отгрузкой товара покупателю, а другая- с его оплатой.У нас тут будут задействованы счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (активно-пассивный), счет 90 "Продажи" (активно-пассивный), на котором сформировалась наша выручка от продажи, ну и 51, на который придет оплата за товар.
Итак, сегодня мы отгрузили товар покупателю.У кого возникла задолженность?У него.Мы же отгрузили товар, а он еще не заплатил нам.Значит, 62 счет в данном случае активный.Идем дальше.Его долг увеличился или уменьшился? Увеличился.Ведь он нам ничего не должен был, а мы ему отгрузили товар на 50 000 рублей, и теперь он эти 50 000 рублей нам должен, то есть его долг увеличился с 0 до 50 000 рублей.Значит, по нашей схеме, получается, 62 счет идет в ДЕБЕТ.
Получается запись:
- Отражена реализация товара покупателю (чаще всего говорят "Отражена выручка от продажи товара"): Д 62 К 90
Кстати, несмотря на то, что счет 90 активно-пассивный, в его случае нашу схему применить невозможно, ведь он не отражает отношения между контрагентами, мы тут не можем спросить у кого возникла задолженность. Но!Раз мы поняли, что 62 счет в данном случае активный, значит 90 в этом случае пассивный, а так как наша выручка увеличилась, то пассивный 90 счет увеличился,поэтому он стал в КРЕДИТ.
Наступило завтра и покупатель нам заплатил за товар 50 000 рублей.Он нам должен был, счет 62 у нас активный в этом случае.Его долг уменьшился с 50 000 рублей до 0.Значит, счет идет в КРЕДИТ.
- Поступила оплата от покупателя: Д 51 К 62.
Вот такие есть хитрости, которыми вы можете пользоваться, когда возникают затруднения в составлении бухгалтерских проводок. Попробуйте потренироваться с другими операциями, применяя их, заодно будете запоминать схему. Надеюсь,была вам полезна, до новых встреч!