Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: шесть дней, пять ночей. Часть I

Оглавление

Моё знакомство с Питером состоялось несколько лет назад, и та первая поездка стала началом большой любви.

Как всё решилось, можно рассказать двумя словами.
Танчита предложила: а полетели в Питер на майские?
Я сказала: а что, полетели! Не вижу препятствий.
Купили билеты, решили вопрос с жильём, я выслушала тираду своего генсека из серии «куда, зачем, а что так надолго», коротко ответила «надо», собрала сумку. Собственно, всё.
Приятельница с работы, Наташка, пристально оглядела меня, ещё раз, видимо, прикинув на вес моих гусей и тараканов, и сказала: «Ты была в Питере? Нет? Ну, тебе там понравится. Это твой город».

-2

Ранним утром мы вылетели в Санкт-Петербург. Точка отсчёта, с которой своими поступками и восприятиями я начала опровергать сама себя.

Город встретил нас моросящим дождем. Для Питера это обычная погода, но нас, прилетевших из майского тепла, холод сразу же пробрал до костного мозга.

Вообще я не люблю уезжать из дома. Даже ночевать люблю именно дома, и из любых гостей в любое время суток начинаю рваться домой как лосось. Поэтому обычно в чужом городе очень быстро меня начинает одолевать неуют и тоска, похожая на ностальгию слабого накала. Лидером в этом плане всегда была и остается Москва, откуда почти сразу по прибытии возникает непреодолимое желание ломиться лосем, не разбирая дороги: настолько давят суета, многолюдье, теснота, дома, даже небо.

-3

Но – удивительное дело! – Санкт-Петербург я перестала воспринимать как чужой город незаметно для себя. С момента, когда дорожная сумка была оставлена в номере гостиницы, я уже чувствовала себя совершенно в своей тарелке.

Долго удивляться неожиданному ощущению было некогда: сам этот город с первой минуты забирает все чувства, все эмоции.
Мы пошли гулять наугад, и глаз не хватало вобрать красоту улиц, домов, каналов, дворцов и храмов.

Сенатская площадь. Здания Сената и Синода, 1829–1834 гг., архитектор Карл Росси, архитектурный стиль – ампир. Первоначально были построены для Сената и Святейшего Правительствующего Синода. В настоящее время в одном крыле располагаются подразделения Конституционного Суда РФ, в другом – Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина
Сенатская площадь. Здания Сената и Синода, 1829–1834 гг., архитектор Карл Росси, архитектурный стиль – ампир. Первоначально были построены для Сената и Святейшего Правительствующего Синода. В настоящее время в одном крыле располагаются подразделения Конституционного Суда РФ, в другом – Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина

Они разворачивались невероятной панорамой за каждым поворотом: мостики, фонари, здания, ступенчато сбегающие вдоль каналов, невиданной и непривычной глазу жителя современного мегаполиса архитектуры – с фронтонами, эркерами, пилястрами, маскаронами.

-5

-6

Город как будто вёл за руку: само-собой решалось, куда идти дальше, интуитивно выбиралось направление – и ноги сами приводили на набережную Мойки, к каналу Грибоедова, Казанскому собору, на Исаакиевскую площадь.

Вид на Васильевский остров с колоннады Исаакиевского собора
Вид на Васильевский остров с колоннады Исаакиевского собора

А сейчас я начну говорить банальности. Потому что буду констатировать в сотый раз то, что известно даже ребенку.

  • В Петербурге действительно очень вежливые и доброжелательные люди. Бог знает, как они собрались в таком внушающем оптимизм количестве на определенной территории – но факт остается фактом. Приезжим можно соревноваться между собой, кто задаст самый глупый вопрос или иным способом станет испытывать степень душевного совершенства местных жителей – это никак не влияет на их стремление рассказать, объяснить, показать, растолковать что угодно кому угодно с каноническим терпением: будь ты бабушка, мужчина средних лет, парень-ботан или гламурное кисо.
-8

Конечно, как сказал мой приятель Олег, «сволочи в Питере тоже есть», но, видимо, они находятся в меньшинстве и погоды не делают. Удивляет то, что, скажем, в Новосибирске, городе хоть и крупном, с населением более полутора миллионов, но всё же провинциальном, довольно выразительно демонстрируется этими самыми местными жильцами спесь столичной крепости. И ноздри раздувать мы тоже горазды похлеще цирковой лошади. Тут, похоже, у людей хватает ума не терзать мимические мышцы подобными глупостями.

-9
  • Здесь много иностранцев.
    Да. Уж что да, то да. Ходят косяками, как сельдь. Сидят в кофейнях. Пообедать нельзя зайти, чтобы не услышать за соседним столиком немецкую, английскую или французскую речь и не поймать ненароком чью-либо улыбку – причем тебе любезно улыбаются просто потому, что ты посмотрела в их сторону.
    Нет, я хоть и отношусь к иностранным товарищам с большой симпатией, но без того романтического пиетета, который присущ некоторым гражданкам, мечтающим о заграничном принце на очень белом коне, который умчит их навстречу восходящему солнцу.
Вид на собор Воскресения Христова на Крови, или храм Спаса на Крови с колоннады Исаакиевского собора
Вид на собор Воскресения Христова на Крови, или храм Спаса на Крови с колоннады Исаакиевского собора

В этом плане все принцы могут быть на мой счет совершенно спокойны, а их белые кони продолжать безмятежно щипать лютики на альпийских лугах.

Однако становится отчасти логично и понятно, почему, скажем, Билли Новик женат на немке, а не на какой-нибудь утончённой богемной барышне с Петроградской стороны. По той же теории вероятности соотечественницу встретить в этом чудесном городе, как ни крути, видимо, сложнее.

Вид на Петропавловскую крепость, здание Главного Адмиралтейства и Государственный Эрмитаж
Вид на Петропавловскую крепость, здание Главного Адмиралтейства и Государственный Эрмитаж
  • Питер – невероятно красивый и величественный город.
    Чтобы проще было понять: разница между нашим храмом Александра Невского и Казанским или Исаакиевским соборами – как между детскими кубиками с картинками и пирамидой Хеопса.
Исаакиевский собор (собор Пресвятого Исаакия Далматского). Архитектор Огюст Монферран, годы строительства 1818–1858. Всего в строительстве собора приняло участие около 400 000 рабочих – государственных и крепостных крестьян. Около четверти из них погибло в результате несчастных случаев или умерло от болезней. Длительность строительства собора – 40 лет – объясняли тем, что Монферрану предсказали скорую смерть сразу по окончании строительства. И действительно, он умер менее чем через месяц после освящения собора
Исаакиевский собор (собор Пресвятого Исаакия Далматского). Архитектор Огюст Монферран, годы строительства 1818–1858. Всего в строительстве собора приняло участие около 400 000 рабочих – государственных и крепостных крестьян. Около четверти из них погибло в результате несчастных случаев или умерло от болезней. Длительность строительства собора – 40 лет – объясняли тем, что Монферрану предсказали скорую смерть сразу по окончании строительства. И действительно, он умер менее чем через месяц после освящения собора
Казанский кафедральный собоор (Собор Казанской иконы Божией Матери). Годы строительства 1801–1811, архитектор Андрей Воронихин. Возводился для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. В 1813 году здесь был похоронен Михаил Илларионович Кутузов, а в 1893 году в Казанском Соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. В 1913 во время празднования 300-летия дома Романовых в соборе произошла давка, унесшая жизни 34 человек
Казанский кафедральный собоор (Собор Казанской иконы Божией Матери). Годы строительства 1801–1811, архитектор Андрей Воронихин. Возводился для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. В 1813 году здесь был похоронен Михаил Илларионович Кутузов, а в 1893 году в Казанском Соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. В 1913 во время празднования 300-летия дома Романовых в соборе произошла давка, унесшая жизни 34 человек

Убранство Казанского и Исаакиевского соборов отличаются кардинально.

Исаакиевский собор. Золочение куполов собора и деталей интерьера производилось методом огневого золочения, в результате отравления парами ртути скончались. по разным сведениям, от 60 до 120 мастеров
Исаакиевский собор. Золочение куполов собора и деталей интерьера производилось методом огневого золочения, в результате отравления парами ртути скончались. по разным сведениям, от 60 до 120 мастеров
Работы над оформлением интерьера Исаакиевского собора начались в 1841 году, в нём приняли участие знаменитые русские художники (Карл Брюллов, ректор Петербургской Академии художеств Василий Шебуев, Федор Бруни и др.) и скульпторы (Иван Витали, Петр Клодт, Николай Пименов)
Работы над оформлением интерьера Исаакиевского собора начались в 1841 году, в нём приняли участие знаменитые русские художники (Карл Брюллов, ректор Петербургской Академии художеств Василий Шебуев, Федор Бруни и др.) и скульпторы (Иван Витали, Петр Клодт, Николай Пименов)
Карл Брюллов должен был расписать главный купол и паруса в центральном нефе, Бруни – коробовый свод и аттик главного нефа
Карл Брюллов должен был расписать главный купол и паруса в центральном нефе, Бруни – коробовый свод и аттик главного нефа

Карл Брюллов. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола
Карл Брюллов. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола
-18

Мне ближе сдержанное и аскетичное величие первого, чем парадная и многоцветная торжественность второго.

Вид на Казанский собор с колоннады Исаакиевского собора
Вид на Казанский собор с колоннады Исаакиевского собора

В Казанский собор мы вошли утром. Шла служба. Под сводами храма звучала хоровая музыка. Наверное, если совершенство звучит, то именно так. В этой музыке – чистая грусть, и бесконечная любовь, и смирение, и сердечная боль, и светлая радость. Нет времени, нет пространства. Только музыка.

-20

Работы по отделке Казанского собора продолжались до 1829 года, ими руководил Огюст Монферран. Интерьер собора сильно пострадал в период гонений на церковь. При изъятии церковных ценностей в 1922 году одного только серебра было изъято около 2 тонн. Уникальный серебряный иконостас переплавили, а серебро бесследно исчезло
Работы по отделке Казанского собора продолжались до 1829 года, ими руководил Огюст Монферран. Интерьер собора сильно пострадал в период гонений на церковь. При изъятии церковных ценностей в 1922 году одного только серебра было изъято около 2 тонн. Уникальный серебряный иконостас переплавили, а серебро бесследно исчезло

Входишь в храм – и выпадаешь из реальности. Спускаешься по ступеням – возвращаешься в неё. Но ещё долго потом не хочется говорить. Только молчать и думать.

Дом компании «Зингер» («Дом книги») на Невском проспекте. Архитектор Павел Сюзор, годы строительства 1902–1904
Дом компании «Зингер» («Дом книги») на Невском проспекте. Архитектор Павел Сюзор, годы строительства 1902–1904
В этом  книжном магазине я купила томик Бродского в подарок своему другу, а себе – маленький альбом «Эрмитаж. Импрессионисты и постимпрессионисты»
В этом книжном магазине я купила томик Бродского в подарок своему другу, а себе – маленький альбом «Эрмитаж. Импрессионисты и постимпрессионисты»

На второй день с утра пораньше мы двинули в Эрмитаж. Холод был собачий, очередь – длинная, и по каким-то неподвластным моему разуму физическим законам во внутреннем дворе, с четырёх сторон замкнутом стенами, ледяной ветер гулял как в чистом поле.

Чтобы как-то развлечься, рассматриваю людей в очереди. Впереди – влюбленная пара, итальянцы. Красивы как боги, до неприличия, но эдак современно красивы, им дорога не на фрески, а, допустим, в рекламу «Salvatore Ferragamo». Целуются, черти. Им хорошо, а я сейчас просто ласты склею.

Господи, помоги мне. Вот уж воистину Зимний дворец. Где-то тут, чует моё сердце, квартирует чёртова Снежная королева, удавить её мало. Я сейчас просто окочурюсь.

-24

Рядом – свой человек, интеллигентная женщина средних лет с детски-безмятежными глазами. Товарка, так сказать, по нечастью. Улыбаясь синими губами, говорит мне, что отойдет на пару минут, посмотреть, как движется очередь.

Популярно у читателей:🏰

Через сорок минут этой криопытки мы входим в вестибюль. Народу – как в зоопарке в выходной. Все ходят группами, деловито снуют из зала в зал, а перед картинами останавливаются чаще с тем, чтобы тут же судорожно начать фотографировать. Чудаки, да вы просто постойте, посмотрите, вы же за этим сюда пришли!

Клод Моне. «Мост Ватерлоо. Эффект тумана», 1903. Государственный Эрмитаж
Клод Моне. «Мост Ватерлоо. Эффект тумана», 1903. Государственный Эрмитаж

Я всем мешаю. Меня толкают; по-русски, по-английски, жестами указывают, чтобы я отошла от картин – им же фотографировать надо, тут не до созерцания.

Чуя хребтом, что моей толерантности надолго не хватит, иду сразу на третий этаж, по прямой сердечной склонности: в залы, где представлены полотна импрессионистов и постимпрессионистов.

Мозг не сразу способен воспринять, что перед глазами – настоящий «Мост Ватерлоо» Клода Моне, вот эта невероятная мреющая сиреневая дымка.

Настоящий Поль Синьяк и его «Гавань в Марселе», выполненная в технике пуантилизма – точечными разноцветными мазками.

Поль Синьяк. «Гавань в Марселе», ок. 1906-1907 гг. Государственный Эрмитаж
Поль Синьяк. «Гавань в Марселе», ок. 1906-1907 гг. Государственный Эрмитаж

А этого художника я не знала. Одилон Редон, «Женщина, спящая под деревом». Маленькое полотно. На нем торжествуют цвета и краски.

Одилон Редон. «Женщина, спящая под деревом», 1900–1901. Государственный Эрмитаж
Одилон Редон. «Женщина, спящая под деревом», 1900–1901. Государственный Эрмитаж

Перехожу из зала в зал. Здесь ждет меня ещё одно удивительное открытие. Салонный портретист Франсуа Ксавер Винтерхальтер и его изумительные портреты царственных особ и знати. Перед портретом графини Ольги Эсперовны Шуваловой стою и не могу оторваться. Да, красота вечна. Над ней действительно не властно время.

Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет О. Э. Шуваловой, Франция, 1858. Государственный Эрмитаж
Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет О. Э. Шуваловой, Франция, 1858. Государственный Эрмитаж

С этим образом я ухожу из Эрмитажа. Импрессионисты и гениальный Винтерхальтер примирили меня и с ядовито-зелёными стенами Эрмитажа, и с холодом, и с толпой.

Продолжение читайте в статье

Ранее:

📌 "Италия морская. Остров Эльба. РИО-МАРИНА: синее море, белый пароход"

📌 "Италия, mi amor. ПИЗА: "Alla giornata" - "Одним днём"

Далее:

🕍"Величественные храмы Европы. Собор Парижской Богоматери"

©ГалопомПоЕвропам

Встретимся на канале!