Найти тему
ГалопомПоЕвропам

Италия, amore mio. ПИЗА: «Alla giornata» – «Одним днём»

Оглавление

Я полюбила набережную Арно. Не знаю, что меня так привлекло в видах, открывающихся с набережной – здесь вы не увидите помпезных дворцов, архитектурных вычурностей и роскошеств. Простые линии, чистые цвета, характерные для итальянских домов: жёлтый, оранжевый, охра. Каменные парапеты набережной. Лента спокойной Арно. Чайка над водой как завершающий штрих в совершенной и исполненной гармонии картине.

Начало истории:

Арно берет свое начало в Апеннинах, протекает через Флоренцию и Пизу и впадает в Лигурийское море. Река не всегда так спокойна и безмятежна, периодически она выходит из берегов. В результате сильнейшего наводнения 1966 года в ее водах погибло 40 человек
Арно берет свое начало в Апеннинах, протекает через Флоренцию и Пизу и впадает в Лигурийское море. Река не всегда так спокойна и безмятежна, периодически она выходит из берегов. В результате сильнейшего наводнения 1966 года в ее водах погибло 40 человек

Однако большая часть зданий вдоль берегов Арно относится к XI-XIV векам: это палаццо и резиденции, тесно связанные с историей Пизы и её жителей: купцов и промышленников, богатых и знатных семейств, и даже знаменитой династии Медичи – синьора Флоренции Лоренцо Великолепного и Великого герцога Тосканского Козимо I.

Арно. Мост Понте-ди-Меццо
Арно. Мост Понте-ди-Меццо

Мирная Арно давно поменяла русло, и сейчас сложно представить, что много веков назад Пиза была могущественной Морской республикой, обладала сильным флотом и господствовала в Средиземном море.

Закат славной истории Пизанской республики был ознаменован поражением пизанцев в битве с генуэзцами при Мелории в 1284 году.

Набережные Пизы называются Лунгарно: например, Лунгарно Гамбакорти, Лунгарно Фибоначчи, Лунгарно Галилея, Лунгарно Меццоджорно, Лунгарно Трамонтана.

-4

Истории нескольких зданий, расположившихся по обеим сторонам набережной, я сейчас расскажу.

Правый берег Арно, Lungarno Antonio Pacinotti

На набережной заметно выделяется здание терракотового цвета с орнаментом, геральдическими символами на кирпичном фасаде и стрельчатыми окнами. Это Палаццо Агостини (Palazzo Agostini or dell'Ussero or Red), который иногда называют также «Красным палаццо». Богатое семейство торговцев шёлком Агостини вступило во владение дворцом в 1496 году.

Слева - Palazzo Agostini or dell'Ussero or Red («Красный палаццо»)
Слева - Palazzo Agostini or dell'Ussero or Red («Красный палаццо»)

На первом этаже в галерее, состоящей из четырех арок, находится кафе со странным названием «Гусарское» – Caffe dell’Ussero, открывшееся еще в 1775 году. Здесь же с 1899 года проходили кинопоказы в одном из старейших итальянских кинотеатров – Cinema Lumiere. Кинотеатр был окончательно закрыт только в 2011 году.

Здание со светло-серым фасадом и зеленой дверью – дворец Ланфредуччи (Palazzo Lanfreducci). Его владелец, мальтийский рыцарь Франческо Ландуччи, длительное время провел в плену в Алжире, где ему открылась истина о бренности человеческой жизни и скоротечности бытия. Поэтому, вернувшись на родину, он высек на перекладине двери над входом в свой дворец девиз «Alla giornata» – «Одним днём» – слова, означающие, что именно так и следует жить: одним днём, не заглядывая в будущее и не печалясь о прошлом.

Светло-серое здание - Palazzo Lanfreducci. Начало строительства –1607, архитектор Козимо Пулиани. Над входом имеется балкон с французским окном, увенчанным семейным гербом. Пизанцы так и называют дворец – Палаццо алла Джорната. Сейчас здесь располагается ректорат Пизанского университета
Светло-серое здание - Palazzo Lanfreducci. Начало строительства –1607, архитектор Козимо Пулиани. Над входом имеется балкон с французским окном, увенчанным семейным гербом. Пизанцы так и называют дворец – Палаццо алла Джорната. Сейчас здесь располагается ректорат Пизанского университета

Неприметное трехэтажное жёлтое здание с простым, без украшений, фасадом – Палаццо Реале (Palazzo Reale).

Его внешняя скромность и неброскость обманчива: это вторая резиденция Медичи в Пизе (первая – Палаццо Веккьо – находится в восточной части города). Франческо I Медичи построил этот дворец в период 1583-1587 гг. по проекту архитектора Бернардо Буонталенти.

Для строительства дворца были выкуплены и перестроены старинные здания, находившиеся на этом месте, и в первоначальном виде была оставлена только башня Верга Д'Оро («Золотой стержень»). Именно в Верга Д'Оро Галилей демонстрировал хозяевам дворца и их гостям своё новое изобретение – телескоп.

Трехэтажное светло-желтое здание – Palazzo Reale, резиденция Медичи. В XVIII–XIX вв. дворец стал резиденцией Великих герцогов Тосканских, а после объединения Италии – Савойских. В 1943 году Палаццо Реале пострадал при бомбардировках и впоследствии был перестроен. Квадратная башня позади дворца принадлежит церкви Сан-Никола
Трехэтажное светло-желтое здание – Palazzo Reale, резиденция Медичи. В XVIII–XIX вв. дворец стал резиденцией Великих герцогов Тосканских, а после объединения Италии – Савойских. В 1943 году Палаццо Реале пострадал при бомбардировках и впоследствии был перестроен. Квадратная башня позади дворца принадлежит церкви Сан-Никола

С 1989 года в Палаццо Реале располагается Национальный музей, где представлена коллекция предметов королевского быта – одежда, рыцарские доспехи, мебель, керамика, портреты членов семьи, а также картины итальянских и фламандских художников Позднего Возрождения.

Виднеющаяся за Палаццо Реале квадратная башня принадлежит церкви Сан-Никола, первое упоминание о которой относится к 1097 году. Вместе с нею в том же источнике упоминается и расположенный рядом монастырь. Обитель принадлежала с XIII века монахам-августинцам, которые расширили церковь и построили часовню Святых Даров.

Церковь Сан-Никола соединяет с башней Торре-де-Кантоне крытый пассаж. Через эту галерею знатные дамы из рода Медичи, жившие в Палаццо Реале, могли попасть в церковь, минуя улицу.

Вид на Старую цитадель с башней Гвельфов
Вид на Старую цитадель с башней Гвельфов

Восьмиугольная колокольня была возведена в XII веке, и, хотя имя архитектора доподлинно неизвестно, есть основания полагать, что это был Диотисалви, построивший Баптистерий Сан-Джованни на Пьяцца деи Мираколи. Колокольня также наклонена: её фундамент находится ниже уровня улицы.

Здесь же, на правом берегу реки, на Lungarno Simonelli притаилась средневековая крепость XIII века – цитадель с башней Гвельфов. Некогда цитадель и башня являлись частью городских оборонительных укреплений, защищавших Пизу со стороны моря. В XV веке здесь размещался военный гарнизон Пизы. После перехода Пизы под власть Флоренции крепость приобрела название Старой цитадели в отличие от построенной на противоположном берегу Арно Новой цитадели (Цитадели Нуово).

В результате бомбардировок Второй мировой войны постройка сильно пострадала, но была восстановлена в 1956 году и открыта для посещений.

Цитадель с башней Гвельфов
Цитадель с башней Гвельфов

Левый берег Арно, Lungarno Gambacorti

Немного под углом к набережной стоит небольшая церковь в неоклассическом стиле – Санта-Кристина. Это очень старый храм, первые упоминания о котором относятся к IX веку. Сохранилась апсида X–XI веков, которую можно увидеть, обойдя церковь.

Именно здесь Святая Екатерина Сиенская 1 апреля 1375 года обрела свои стигматы. На них не проступала кровь, это были «незримые стигматы», но она испытывала острую боль на месте этих ран.

Церковь Санта-Кристина, IX век
Церковь Санта-Кристина, IX век

Екатерина Сиенская известна как монахиня доминиканского ордена, религиозная деятельница и писательница, которая вела крайне аскетический образ жизни. Как утверждает ее жизнеописание, к концу своего земного пути она питалась только Святыми Дарами, спала полчаса в двое суток и много молилась. Она стала первой женщиной-проповедником вопреки завету апостола Павла, запретившего женщинам говорить в Церкви.

Lungarno Gambacorti, церковь Санта-Кристина
Lungarno Gambacorti, церковь Санта-Кристина

Рядом с церковью Санта-Кристина там же, на Lungarno Gambacorti расположен Голубой дворец (Palazzo Blu). Постройка XIV века повидала немало хозяев и принадлежала различным семействам. Один из его знаменитых владельцев – Джованни дель Аньелло, дож Пизанской морской республики. В 1773 году в честь прибытия высоких гостей из Санкт-Петербурга дворец был перекрашен в голубой цвет.

Голубой дворец (Palazzo Blu)
Голубой дворец (Palazzo Blu)

После приобретения здания Фондом города Пиза в 2001 году в его стенах разместился художественный музей. На трех этажах представлены коллекции монет и антиквариата, картин, скульптур, фарфора и керамики, а также стало возможно полюбоваться изысканными дворцовыми интерьерами.

-13

У парапета набережной примостилась маленькая белая церковка в готическом стиле – Санта-Мария-делла-Спина (Santa Maria della Spina). Название свое она получила от spina – шип, так как, по преданию, с XIV до XIX века в стенах церкви в дарохранительнице хранился один из шипов тернового венца Иисуса Христа. В XIX веке реликвия была перенесена в пизанскую церковь Санта-Кьяра.

Церковь Santa Maria della Spina. Храм украшен скульптурами пизанских мастеров XVI века Лупо ди Франческо, Андреа Пизано, его сыновей  Нино и Томмазо. В настоящее время скульптуры заменены копиями, а оригиналы хранятся в музее Сан-Маттео
Церковь Santa Maria della Spina. Храм украшен скульптурами пизанских мастеров XVI века Лупо ди Франческо, Андреа Пизано, его сыновей Нино и Томмазо. В настоящее время скульптуры заменены копиями, а оригиналы хранятся в музее Сан-Маттео

Церковь была построена в 1230 году и первоначально называлась Санта-Мария-ди-Понтеново (Santa Maria di Pontenovo) – «Санта-Мария у Нового моста». Однако мост был разрушен в XV веке и больше не восстанавливался.

Из-за постоянной угрозы затопления со стороны реки церковь была полностью разобрана в 1871 году и построена заново на более высоком месте.

Авторство фигуры Мадонны с младенцем приписывают Джованни Пизано. На вершинах угловых пилястр ангелы работы Лупо ди Франческо
Авторство фигуры Мадонны с младенцем приписывают Джованни Пизано. На вершинах угловых пилястр ангелы работы Лупо ди Франческо

Санта-Мария-делла-Спина похожа на резную шкатулку: её фасады богато украшены арками, фигурами Спасителя, ангелов, апостолов, Мадонны с младенцем, изящными окнами и множеством ажурных деталей, которые можно рассматривать бесконечно.

-16
Скульптуры Христа и двенадцати апостолов вдоль боковой стены созданы в мастерской Лупо ди Франческо
Скульптуры Христа и двенадцати апостолов вдоль боковой стены созданы в мастерской Лупо ди Франческо

Когда на город спускаются сумерки, вдоль берегов Арно зажигаются фонари.

-18

Их яркий свет отражается в водах реки, на стенах зданий, рассеивает тьму и прорезает облака. Вечером город оживает.

-19

Вообще мне трудно было привыкнуть к итальянскому режиму жизни. Ужинать рано у итальянцев не принято, поэтому, будь то домашняя трапеза или встреча с друзьями, начинается она не ранее 20.00, обычно даже позднее.

Для русского человека это сущая пытка, ну как высидеть до 9-ти вечера, когда дома ты привык что-нибудь поклевать часов в 7! Вот и сидишь, стуча зубами о край тарелки, и ворчишь про себя, как злобный карлик: «Ужин у них в 9... Ну что за люди! Православные в 9 уже спать ложатся, а эти только поесть собрались!»

-20

Ужин в Италии – это священное действо, едят смакуя, наслаждаясь, перемежая оживленной болтовней. И это вам не какой-нибудь бутерброд наскоро, а первое-второе-и-компот. Сколько раз я зарекалась съесть что-нибудь и успокоиться, но это невозможно. Итальянская кухня шедевральна, и даже когда уже сыта под завязку, отказаться от десерта воли не хватает.

Встречаясь с друзьями, начинают итальянцы с аперитива для возбуждения аппетита. Причем на аперитив могут собраться в одном месте, а пойти ужинать в другое.

Ресторанчик, где мы собрались однажды для аперитива
Ресторанчик, где мы собрались однажды для аперитива

В общем, не стану скрывать: каждый раз после ужина я выкатывалась из-за стола еле дыша, как тот волк в мультике, и испытывая непреодолимое желание хрипло сказать его голосом: «Щас спою!»

-22

Ещё один атмосферный район, где так приятно гулять – Марина-ди-Пиза (Marina di Pisa). Здесь находится пристань для яхт и пирс.

-23

-24
-25

Закаты в Марина-ди-Пиза словно выписаны акварелью: плавится золотом, растекаясь по горизонту, диск кораллового солнца, над валунами разливаются в небе потоки красно-розового сиропа, и солнце тонет в водной ряби.

-26
-27
-28

Ночью огоньки яхт загадочно светятся в темноте.

-29

Некоторые из них своими обтекаемыми формами и вереницей огоньков похожи на корабли пришельцев, и, когда гуляешь по пирсу в почти кромешной тьме, возникает ощущение, что сейчас выйдет на борт маленький зеленый человечек с огромными бездонными глазами.

-30

Пиза – город небольшой, живущий неторопливо и без суеты.

-31

Мне нравится эклектичность его улочек, где стены старинных зданий и церквей соседствуют с современными магазинами, ресторанами и офисами.

-32
-33
-34

Здесь нет толкотни, огромных скоплений туристов, жизнь течет размеренно, как воды Арно.

-35
-36
Loggia dei banchi, архитектор Бернардо Буонталенти. Построена в1603-1605 гг. по приказу герцога Тосканского Фердинанда I Медичи и изначально была предназначена для торговцев шерстью и шелком. Сейчас здесь книжный рынок, где среди старых изданий и журналов можно выкопать что-то действительно интересное и уникальное
Loggia dei banchi, архитектор Бернардо Буонталенти. Построена в1603-1605 гг. по приказу герцога Тосканского Фердинанда I Медичи и изначально была предназначена для торговцев шерстью и шелком. Сейчас здесь книжный рынок, где среди старых изданий и журналов можно выкопать что-то действительно интересное и уникальное

Есть весьма интересные магазинчики, например, с коллекциями забавных пустяков, как эти стекающие часы Дали (их еще называют «мягкими часами»).

-38

Для меня самым приятным подарком, напоминающим о Пизе, стала книжка-раскраска и великолепные швейцарские карандаши, интересные еще и тем, что, если бумагу смочить водой, карандаши превращаются в акварель.

-39

Я увлеченно раскрашиваю в цвета радуги мельчайшие детали растений, животных и птиц, испытывая удовольствие и от самого процесса, и просто от того, что я держу в руках красиво изданную книжку и яркие, красивые карандаши.

-40
-41


Ещё по теме:

📌 "Италия, ciao! ЛУККА: легенды и были старого города"

📌 "СУМЕРКИ: ночные города моими глазами"

Ранее:

📌 "ОКНА ЕВРОПЫ: какого цвета глаза у городов?"

📌 "Жемчужина Саксонии. ДРЕЗДЕН: красота, восставшая из руин"

Далее:

"Бельгия. БРЮССЕЛЬ: маленькое королевство и его большая молекула"

✅©ГалопомПоЕвропам

-42
-43