Я полюбила набережную Арно. Не знаю, что меня так привлекло в видах, открывающихся с набережной – здесь вы не увидите помпезных дворцов, архитектурных вычурностей и роскошеств. Простые линии, чистые цвета, характерные для итальянских домов: жёлтый, оранжевый, охра. Каменные парапеты набережной. Лента спокойной Арно. Чайка над водой как завершающий штрих в совершенной и исполненной гармонии картине.
Начало истории:
Однако большая часть зданий вдоль берегов Арно относится к XI-XIV векам: это палаццо и резиденции, тесно связанные с историей Пизы и её жителей: купцов и промышленников, богатых и знатных семейств, и даже знаменитой династии Медичи – синьора Флоренции Лоренцо Великолепного и Великого герцога Тосканского Козимо I.
Мирная Арно давно поменяла русло, и сейчас сложно представить, что много веков назад Пиза была могущественной Морской республикой, обладала сильным флотом и господствовала в Средиземном море.
Закат славной истории Пизанской республики был ознаменован поражением пизанцев в битве с генуэзцами при Мелории в 1284 году.
Набережные Пизы называются Лунгарно: например, Лунгарно Гамбакорти, Лунгарно Фибоначчи, Лунгарно Галилея, Лунгарно Меццоджорно, Лунгарно Трамонтана.
Истории нескольких зданий, расположившихся по обеим сторонам набережной, я сейчас расскажу.
Правый берег Арно, Lungarno Antonio Pacinotti
На набережной заметно выделяется здание терракотового цвета с орнаментом, геральдическими символами на кирпичном фасаде и стрельчатыми окнами. Это Палаццо Агостини (Palazzo Agostini or dell'Ussero or Red), который иногда называют также «Красным палаццо». Богатое семейство торговцев шёлком Агостини вступило во владение дворцом в 1496 году.
На первом этаже в галерее, состоящей из четырех арок, находится кафе со странным названием «Гусарское» – Caffe dell’Ussero, открывшееся еще в 1775 году. Здесь же с 1899 года проходили кинопоказы в одном из старейших итальянских кинотеатров – Cinema Lumiere. Кинотеатр был окончательно закрыт только в 2011 году.
Здание со светло-серым фасадом и зеленой дверью – дворец Ланфредуччи (Palazzo Lanfreducci). Его владелец, мальтийский рыцарь Франческо Ландуччи, длительное время провел в плену в Алжире, где ему открылась истина о бренности человеческой жизни и скоротечности бытия. Поэтому, вернувшись на родину, он высек на перекладине двери над входом в свой дворец девиз «Alla giornata» – «Одним днём» – слова, означающие, что именно так и следует жить: одним днём, не заглядывая в будущее и не печалясь о прошлом.
Неприметное трехэтажное жёлтое здание с простым, без украшений, фасадом – Палаццо Реале (Palazzo Reale).
Его внешняя скромность и неброскость обманчива: это вторая резиденция Медичи в Пизе (первая – Палаццо Веккьо – находится в восточной части города). Франческо I Медичи построил этот дворец в период 1583-1587 гг. по проекту архитектора Бернардо Буонталенти.
Для строительства дворца были выкуплены и перестроены старинные здания, находившиеся на этом месте, и в первоначальном виде была оставлена только башня Верга Д'Оро («Золотой стержень»). Именно в Верга Д'Оро Галилей демонстрировал хозяевам дворца и их гостям своё новое изобретение – телескоп.
С 1989 года в Палаццо Реале располагается Национальный музей, где представлена коллекция предметов королевского быта – одежда, рыцарские доспехи, мебель, керамика, портреты членов семьи, а также картины итальянских и фламандских художников Позднего Возрождения.
Виднеющаяся за Палаццо Реале квадратная башня принадлежит церкви Сан-Никола, первое упоминание о которой относится к 1097 году. Вместе с нею в том же источнике упоминается и расположенный рядом монастырь. Обитель принадлежала с XIII века монахам-августинцам, которые расширили церковь и построили часовню Святых Даров.
Церковь Сан-Никола соединяет с башней Торре-де-Кантоне крытый пассаж. Через эту галерею знатные дамы из рода Медичи, жившие в Палаццо Реале, могли попасть в церковь, минуя улицу.
Восьмиугольная колокольня была возведена в XII веке, и, хотя имя архитектора доподлинно неизвестно, есть основания полагать, что это был Диотисалви, построивший Баптистерий Сан-Джованни на Пьяцца деи Мираколи. Колокольня также наклонена: её фундамент находится ниже уровня улицы.
Здесь же, на правом берегу реки, на Lungarno Simonelli притаилась средневековая крепость XIII века – цитадель с башней Гвельфов. Некогда цитадель и башня являлись частью городских оборонительных укреплений, защищавших Пизу со стороны моря. В XV веке здесь размещался военный гарнизон Пизы. После перехода Пизы под власть Флоренции крепость приобрела название Старой цитадели в отличие от построенной на противоположном берегу Арно Новой цитадели (Цитадели Нуово).
В результате бомбардировок Второй мировой войны постройка сильно пострадала, но была восстановлена в 1956 году и открыта для посещений.
Левый берег Арно, Lungarno Gambacorti
Немного под углом к набережной стоит небольшая церковь в неоклассическом стиле – Санта-Кристина. Это очень старый храм, первые упоминания о котором относятся к IX веку. Сохранилась апсида X–XI веков, которую можно увидеть, обойдя церковь.
Именно здесь Святая Екатерина Сиенская 1 апреля 1375 года обрела свои стигматы. На них не проступала кровь, это были «незримые стигматы», но она испытывала острую боль на месте этих ран.
Екатерина Сиенская известна как монахиня доминиканского ордена, религиозная деятельница и писательница, которая вела крайне аскетический образ жизни. Как утверждает ее жизнеописание, к концу своего земного пути она питалась только Святыми Дарами, спала полчаса в двое суток и много молилась. Она стала первой женщиной-проповедником вопреки завету апостола Павла, запретившего женщинам говорить в Церкви.
Рядом с церковью Санта-Кристина там же, на Lungarno Gambacorti расположен Голубой дворец (Palazzo Blu). Постройка XIV века повидала немало хозяев и принадлежала различным семействам. Один из его знаменитых владельцев – Джованни дель Аньелло, дож Пизанской морской республики. В 1773 году в честь прибытия высоких гостей из Санкт-Петербурга дворец был перекрашен в голубой цвет.
После приобретения здания Фондом города Пиза в 2001 году в его стенах разместился художественный музей. На трех этажах представлены коллекции монет и антиквариата, картин, скульптур, фарфора и керамики, а также стало возможно полюбоваться изысканными дворцовыми интерьерами.
У парапета набережной примостилась маленькая белая церковка в готическом стиле – Санта-Мария-делла-Спина (Santa Maria della Spina). Название свое она получила от spina – шип, так как, по преданию, с XIV до XIX века в стенах церкви в дарохранительнице хранился один из шипов тернового венца Иисуса Христа. В XIX веке реликвия была перенесена в пизанскую церковь Санта-Кьяра.
Церковь была построена в 1230 году и первоначально называлась Санта-Мария-ди-Понтеново (Santa Maria di Pontenovo) – «Санта-Мария у Нового моста». Однако мост был разрушен в XV веке и больше не восстанавливался.
Из-за постоянной угрозы затопления со стороны реки церковь была полностью разобрана в 1871 году и построена заново на более высоком месте.
Санта-Мария-делла-Спина похожа на резную шкатулку: её фасады богато украшены арками, фигурами Спасителя, ангелов, апостолов, Мадонны с младенцем, изящными окнами и множеством ажурных деталей, которые можно рассматривать бесконечно.
Когда на город спускаются сумерки, вдоль берегов Арно зажигаются фонари.
Их яркий свет отражается в водах реки, на стенах зданий, рассеивает тьму и прорезает облака. Вечером город оживает.
Вообще мне трудно было привыкнуть к итальянскому режиму жизни. Ужинать рано у итальянцев не принято, поэтому, будь то домашняя трапеза или встреча с друзьями, начинается она не ранее 20.00, обычно даже позднее.
Для русского человека это сущая пытка, ну как высидеть до 9-ти вечера, когда дома ты привык что-нибудь поклевать часов в 7! Вот и сидишь, стуча зубами о край тарелки, и ворчишь про себя, как злобный карлик: «Ужин у них в 9... Ну что за люди! Православные в 9 уже спать ложатся, а эти только поесть собрались!»
Ужин в Италии – это священное действо, едят смакуя, наслаждаясь, перемежая оживленной болтовней. И это вам не какой-нибудь бутерброд наскоро, а первое-второе-и-компот. Сколько раз я зарекалась съесть что-нибудь и успокоиться, но это невозможно. Итальянская кухня шедевральна, и даже когда уже сыта под завязку, отказаться от десерта воли не хватает.
Встречаясь с друзьями, начинают итальянцы с аперитива для возбуждения аппетита. Причем на аперитив могут собраться в одном месте, а пойти ужинать в другое.
В общем, не стану скрывать: каждый раз после ужина я выкатывалась из-за стола еле дыша, как тот волк в мультике, и испытывая непреодолимое желание хрипло сказать его голосом: «Щас спою!»
Ещё один атмосферный район, где так приятно гулять – Марина-ди-Пиза (Marina di Pisa). Здесь находится пристань для яхт и пирс.
Закаты в Марина-ди-Пиза словно выписаны акварелью: плавится золотом, растекаясь по горизонту, диск кораллового солнца, над валунами разливаются в небе потоки красно-розового сиропа, и солнце тонет в водной ряби.
Ночью огоньки яхт загадочно светятся в темноте.
Некоторые из них своими обтекаемыми формами и вереницей огоньков похожи на корабли пришельцев, и, когда гуляешь по пирсу в почти кромешной тьме, возникает ощущение, что сейчас выйдет на борт маленький зеленый человечек с огромными бездонными глазами.
Пиза – город небольшой, живущий неторопливо и без суеты.
Мне нравится эклектичность его улочек, где стены старинных зданий и церквей соседствуют с современными магазинами, ресторанами и офисами.
Здесь нет толкотни, огромных скоплений туристов, жизнь течет размеренно, как воды Арно.
Есть весьма интересные магазинчики, например, с коллекциями забавных пустяков, как эти стекающие часы Дали (их еще называют «мягкими часами»).
Для меня самым приятным подарком, напоминающим о Пизе, стала книжка-раскраска и великолепные швейцарские карандаши, интересные еще и тем, что, если бумагу смочить водой, карандаши превращаются в акварель.
Я увлеченно раскрашиваю в цвета радуги мельчайшие детали растений, животных и птиц, испытывая удовольствие и от самого процесса, и просто от того, что я держу в руках красиво изданную книжку и яркие, красивые карандаши.
Ещё по теме:
📌 "Италия, ciao! ЛУККА: легенды и были старого города"
📌 "СУМЕРКИ: ночные города моими глазами"
Ранее:
📌 "ОКНА ЕВРОПЫ: какого цвета глаза у городов?"
📌 "Жемчужина Саксонии. ДРЕЗДЕН: красота, восставшая из руин"
Далее:
⛲ "Бельгия. БРЮССЕЛЬ: маленькое королевство и его большая молекула"