Вообще-то в моём виш-листе значились Сардиния и Сицилия. Жару я переношу плохо, граждане, и с мафией тоже как-то не особо нахожу общий язык. Но стоял конец апреля, и я подумала, что сильно уж, наверное, не изжарюсь, а с мафиози (если доведётся встретиться) поговорим за Путина, за жизнь, и я им, если вдруг темы иссякнут, русскую сказку про колобка расскажу. Или про зайца и лису с их ледяной и лубяной избушками.
Однако вместо этого, как оказалось, мне предстояло поехать на север Италии – в регион Фриули-Венеция-Джулия. Хотя это и Италия, слово «север» для жителя Сибири звучит как-то колюче.
С регионом Фриули-Венеция-Джулия (Friuli-Venezia Giulia) я была немного знакома. Во-первых, по своей незабываемой поездке в Венецию, а во-вторых, по рассказу одной миниатюрной итальянки с мальчишеской стрижкой и боевитым характером. Она родилась в Фриули и говорила мне, что фриульский диалект, например, не сможет так просто понять житель другого региона Италии. Это даже не так как в России – кто-то «окает», кто-то «гэкает», а москвичи глотают гласные, но понять-то их всех можно. Тут дело другое: Фриули населяют словенцы и фриулы, носители фриульского языка, являющегося одним из романских (как и итальянский), но всё-таки совершенно другого языка.
И вот, вооружённая своими весьма скудными познаниями, я собрала сумку, и мы отправились в путь.
О местечке Буя в провинции Удине, куда мы заехали, чтобы я могла впервые в жизни увидеть мою троюродную украинскую сестру, я расскажу в следующей статье.
Сначала о звёздном Пальманова.
Звёздность этой крохотной коммуны определяется не её престижем, не количеством селебрити, посещающих городок, и не масштабом проходящих в нём саммитов, кинофестивалей или творческих конкурсов.
Просто Пальманова (Palmanova) имеет форму девятиугольной звезды. В буквальном смысле.
Когда-то границы Фриули так сложно переплелись с землями Австрии, что эта территория получила название «шкура леопарда»: анклавы Светлейшей Республики Венеции (Serenissima Repubblica di Venezia) находились на территории австрийского эрцгерцогства, а имперские владения Австрии внедрились на земли Венецианской республики.
И вот, дабы укрепить свои позиции и обезопасить себя от нападений со стороны австрийцев и турков, правительство Венецианской республики распорядилось возвести в самом сердце Фриульской равнины мощную крепость, которая должна была стать образцовым фортификационным проектом.
Первый камень будущей идеальной крепости был заложен в 1593 году – начало строительства приурочили к годовщине битвы при Лепанто. Её создатель, выдающийся архитектор Винченцо Скамоцци, придал городу-крепости правильную форму девятиугольной звезды. Крепость была окружена рвом, доступ осуществлялся через трое монументальных ворот, названных по именам городов, в направлении которых они расположены – cеверо-западные Porta Udine, северо-восточные Porta Cividale и южные Porta Aquileia или Marittima, а бастионы были спроектированы таким образом, чтобы защищать соседние.
Центром города-крепости стала шестиугольная площадь Piazza Grande, от которой лучами расходятся улицы.
Посередине на основании из истрийского камня возвышается штандарт – символ богатого прошлого крепости, которая должна была стать неприступной.
Сейчас это дремлющая итальянская провинция численностью около 5000 человек, похожая на огромного питона, свернувшегося клубком. Здесь, кажется, даже солнце светит лениво, а жители никогда никуда не торопятся.
Теоретики разработали множество идеальных городов, которые интригующе выглядели на бумаге, но не были особо успешны в качестве жилого поселения. На северо-восточной границе своей континентальной империи в 1593 году венецианцы начали строить лучший образец города эпохи Ренессанса, Пальманова – город-крепость, призванный стать защитой от атак в Боснии. Построенный в соответствии с социальными и военными требованиями, город предполагалось заселить торговцами, ремесленниками и фермерами...
Профессор Эдвард Уоллес Мьюир мл.
...Однако, несмотря на выгодные условия и удобное расположение города, никто не решился переехать в него. В 1622 году Венеция вынуждена была предложить бесплатное жильё в Пальманова и обеспечение помилованным преступникам, согласившимся поселиться в городе. Так началось принудительное заселение этого столь великолепно спланированного места, которое, по сути, пустует и по сей день, если не считать любопытных студентов, посещающих города эпохи Возрождения, да скучающих солдат, которые до сих пор размещены там для охраны итальянской границы.
Профессор Эдвард Уоллес Мьюир мл.
Забавно, что, когда находишься внутри города, ничто не напоминает ни о его безупречной форме, ни о крепостных валах.
Это просто залитый солнцем безмятежный городок, где складывается ощущение, что все знают друг друга. А если вы сюда приехали, то горожане и к вам отнесутся так, как будто знают вас с рождения.
Мы поселились в гостинице, которая расположена в двух шагах от Piazza Grande. Снаружи это вполне себе традиционный итальянский дом жизнерадостной расцветки с тяжёлыми дверями, а внутри – современная гостиница с интерьером в стиле hi-tech.
Утром спустились в ресторан на первом этаже на завтрак. Улыбчивая синьора принесла сок, кофе, яичницу с помидорами, тосты, йогурт и…кажется что-то ещё. После того как мы, словно удавы, отвалились на спинки кресел, синьора поинтересовалась с искренним беспокойством: может быть, нам не всё понравилось, раз мы оставили еду на тарелках? А мы были уже просто сыты под завязку. Но синьора была такая милая, что я почувствовала себя маленькой девочкой, которая в детстве готова была доесть всю манную кашу только чтобы не огорчать бабушку.
Доминантой Пьяцца Гранде является кафедральный собор Duomo di Palmanova, построенный в период 1603-1636 гг., возможно, по проекту всё того же талантливого Винченцо Скамоцци.
Великолепный белый храм, воистину являющий совершенство каждой линией, выполнен из истрийского камня. Это как раз тот случай, когда ничего не прибавить и не убавить. Совершенство.
Дивный собор, похожий на голубку, сложившую крылья, справедливо считается лучшим образцом венецианской архитектуры на севере Италии.
Колокольня собора была специально укорочена, чтобы в случае нападения на город враг не мог ориентироваться по ней и определить местоположение собора.
Кроме собора площадь окружают здания различного назначения, в частности, дом приходского священника, военный госпиталь, дом губернатора, ломбард.
Пока что власти не слишком преуспели в намерении привлечь туристов в Пальманова, но на мой вкус, оно и к лучшему. Люблю гулять в маленьких городах, не слишком известных и популярных у путешественников. Каждый раз ощущаю себя как счастливчик, попавший в секретный сад, как одна из избранных, которым посчастливилось увидеть нечто редкое, уникальное, не захватанное руками и не попавшее под жернова беспощадной коммерции.
Что же касается маленького дремотного Пальманова, то в 1960 году указом президента Республики город-крепость получил статус национального памятника Италии.
В Европе всего 8 (!) городов, имеющих столь же безупречную геометрическую форму.
Думаю, вы, как и я, никогда не имели возможности прогуляться по звезде.
Она тихо мерцает в глубинке Северной Италии, словно в безграничной Галактике за миллионы световых лет от нас.
Но эту звезду вы сможете увидеть. Стоит только захотеть.
Ещё по теме:
📌"Нетуристическая Италия. Ожерелье Тосканы. САН-МИНИАТО"
📌"Нетуристическая Италия. Ожерелье Тосканы. ЧЕРТАЛЬДО"
Ранее:
📌"Австрия. ВЕНА: до любви не хватило полвзмаха"
📌"АМСТЕРДАМ: держите меня семеро, я девушка скромная!"
Далее:
⚓"Северная Италия. Венецианская ривьера: ЛИНЬЯНО САББЬЯДОРО. Удине: БУЯ"