У многих народов птица – небесный посланник, помощник в творении Богом земли, проводник в мир предков, символ души.
Почему? Все просто – птица умеет летать, она вьет гнезда на деревьях, которые растут из земли или в речных заводях, а летает в небе. Птица живет и там, и там. Она символ крылатой материи, творения живущего в тесном взаимодействии и согласии с Небом.
По одной из версий индуизма, мир возник из яйца, в славянской мифологии верховное божество Род – источник всего, в своей земной ипостаси принимал образ серой уточки, она была и его символом, и носителем его силы. Эта уточка снесла два яйца – Явь и Навь – два мира – здешний и потусторонний. В Библии, Святой Дух – тоже птица. Что касается финно-угорской мифологии, к которой относится и остяко-вогульская, мир также сотворен при помощи птицы-гагары, или той же утки. Здесь образ птицы один из самых почитаемых, верили, что птица, обитающая в небе, причастна к божеству. По поверьям, птицы, путешествующие с севера на юг и обратно, «сшивают» два мира и по вертикали, и по горизонтали: мир мертвых (север) и мир живых (юг).
Вот как рассказывает об сотворении мира одна из легенд хантов (современное название остяков) Белоярского района: «Во Вселенной еще не было земли, кругом только море. Надоело все время жить на воде, уточка под воду ушла и землю ищет, ищет, чтобы с корнями земля была».
Земля с корнями, чем не остров Буян посреди мирового океана? Творение из которого прорастает целый лес, населенный духами, зверями и людьми, полный щебета и гомона. И все это «дело» одной небольшой птички.
Нет на земле такого места, где нет этого чуда – парящего комочка перьев. И в орнаментах, как и в фольклоре всех народов птицы присутствуют на постоянной основе.
Остяко-вогульский* праздничный костюм, реконструкцией которого занимается Центр художественных ремесел и промыслов в рамках созданной им программы «Забытые ремесла», богато украшен вышивкой. На создание такой красоты у современной мастерицы, которая не отвлекается ни на какую другую работу, уходит год или больше. А теперь представим сколько времени в традиционной культуре затрачивала мастерица, для которой вышивка была только одной из домашних работ. И какое это кропотливое, требующее сосредоточенности и терпения, любви и радости от той красоты, которую создаешь, ремесло – вышивка.
Орнаменты, украшающие туникообразные рубахи, женские платки остяков и вогулов разнообразны, птицы – один из самых употребляемых мотивов. Птицы разные, есть сложные, есть более простые варианты.
Часто встречается такая орнаментальная композиция: крестообразное изображение дерева с парными птицами, заключенное в поставленный на угол квадрат. Называется этот орнамент «углубление сердца», «вместилище души», а сердце, во многих культурах связанно с вместилищем ума, духа. Так в индуизме сердце – обитель высшего разума, пробуждение которого – цель практики, в то время, как мозг – связан с низшей формой обыденного ума. У индейцев чароки сердце – вместилище мира невидимого и т.д.
Некоторые исследователи поясняют, что изображение дерева-креста – это указание на «четыре стороны света» или «четыре области земли». Также, крестообразность центрирует образ дерева в пространстве, придавая ему статус мировой оси. И тут мы возвращаемся, к мифу об утке/гагаре и ее земле «с корнями» посреди Мирового Океана, а вместе с этим мифом к нам «возвращаются» деревья, острова, и океаны других мифологий – от острова-Буяна до священного дерева индусов Ашваттхи и мирового древа скандинавов Иггдрасиль.
Но вернемся к остяко-вогульскому орнаменту. Некоторые изображения птиц состоят из треугольной головы и сплошного туловища, прямого длинного хвоста с мысовидным окончанием и прямой ногой. Другой вариант: треугольная голова, шея, треугольное туловище, две крючкообразные ноги, два крыла в момент взмаха, «двойной хвост».
Встречаются совсем стилизованные варианты: птицы изображены через символику полета, как зигзаги или кривые линии. Аналогичные образы птиц можно встретить на неолитических керамических сосудах.
В некоторых вариантах птицы утрачивают хвост и крылья, получая взамен две головы, а иногда и две пары ног, превращаясь в конце же концов в две полоски со слабыми намеками на головы.
Композиций с птицами в одежде большое разнообразие. Из них составлены линейные бордюры по краям и швам одежды, розетки, ромбы, ромбические, решетчатые и ступенчатые сетки и т.д. В вышитых линейных бордюрах, размещенных вдоль сетчатых орнаментов и розеток изображения птиц очень стилизованные, более сложные узоры – на полочках, манжетах рукавов, по подолу рубах.
В более поздних вышивках часто встречаются повторяющиеся орнаменты из двух птиц возле древа или птиц, сидящих друг напротив друга. Возможно это связанно с «обмирщением» орнамента, с тем, что знание сакральных смыслов стал теряться в повседневной жизни, содержание мифа стало легендой и сказкой. И от сюжета с мировым древом и творением, осталось только его самая понятная часть – птицы, красота, существующая сама по себе.
Авторы: Ольга Бубновене, Алла Харитонова, Ксения Илауски, Виктория Шашкова - по материалам исследований бюджетного учреждения Центр народных художественных промыслов и ремесел Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
* Остяки и вогулы: так до 30-х годов прошлого века назывались народности ханты и манси, а Ханты-Мансийск до 1940 носил название Остяко-Вогульск. Так как платки с вышивкой присутствовали в культуре этих народов до 19 века, а в 19 – 20 х вв. вошли в повсеместный обиход платки с вырезным орнаментом, или покупные, то подчеркивая время бытования реконструируемых платков, мы говорим «остяко-вогульская вышивка». Другое название остяков (ханты) и вогулов (манси), используемое в научной литературе, – обские угры.