Найти тему
Центр Ремесел

Образ птицы в остяко-вогульской вышивке.

Художественная реконструкция вышитой одежды остяков, вогулов конца XIX века. Коллекция БУ Центр ремесел, г.Ханты-Мансийск.
Художественная реконструкция вышитой одежды остяков, вогулов конца XIX века. Коллекция БУ Центр ремесел, г.Ханты-Мансийск.

У многих народов птица – небесный посланник, помощник в творении Богом земли, проводник в мир предков, символ души.

Почему? Все просто – птица умеет летать, она вьет гнезда на деревьях, которые растут из земли или в речных заводях, а летает в небе. Птица живет и там, и там. Она символ крылатой материи, творения живущего в тесном взаимодействии и согласии с Небом.

Художественная реконструкция. Мужской костюмный комплекс: косынка, очки охотника, рубаха, порты, пояс, обувь из ровдуги. Остяки (ханты вост. гр.), вогулы (вост. гр.). Реконструкция выполнена по материалам ТГИАМЗ (г. Тобольск) О.Д. Бубновене, В.Н. Шашковой, Г.М. Клятенко (гг. Ханты-Мансийск, Урай, 2015 г). Искусствоведы: О.Д. Бубновене, К.Е. Илауски (г.Ханты-Мансийск).
Художественная реконструкция. Мужской костюмный комплекс: косынка, очки охотника, рубаха, порты, пояс, обувь из ровдуги. Остяки (ханты вост. гр.), вогулы (вост. гр.). Реконструкция выполнена по материалам ТГИАМЗ (г. Тобольск) О.Д. Бубновене, В.Н. Шашковой, Г.М. Клятенко (гг. Ханты-Мансийск, Урай, 2015 г). Искусствоведы: О.Д. Бубновене, К.Е. Илауски (г.Ханты-Мансийск).

По одной из версий индуизма, мир возник из яйца, в славянской мифологии верховное божество Род – источник всего, в своей земной ипостаси принимал образ серой уточки, она была и его символом, и носителем его силы. Эта уточка снесла два яйца – Явь и Навь – два мира – здешний и потусторонний. В Библии, Святой Дух – тоже птица. Что касается финно-угорской мифологии, к которой относится и остяко-вогульская, мир также сотворен при помощи птицы-гагары, или той же утки. Здесь образ птицы один из самых почитаемых, верили, что птица, обитающая в небе, причастна к божеству. По поверьям, птицы, путешествующие с севера на юг и обратно, «сшивают» два мира и по вертикали, и по горизонтали: мир мертвых (север) и мир живых (юг).

Вот как рассказывает об сотворении мира одна из легенд хантов (современное название остяков) Белоярского района: «Во Вселенной еще не было земли, кругом только море. Надоело все время жить на воде, уточка под воду ушла и землю ищет, ищет, чтобы с корнями земля была».

Земля с корнями, чем не остров Буян посреди мирового океана? Творение из которого прорастает целый лес, населенный духами, зверями и людьми, полный щебета и гомона. И все это «дело» одной небольшой птички.

Нет на земле такого места, где нет этого чуда – парящего комочка перьев. И в орнаментах, как и в фольклоре всех народов птицы присутствуют на постоянной основе.

Остяко-вогульский* праздничный костюм, реконструкцией которого занимается Центр художественных ремесел и промыслов в рамках созданной им программы «Забытые ремесла», богато украшен вышивкой. На создание такой красоты у современной мастерицы, которая не отвлекается ни на какую другую работу, уходит год или больше. А теперь представим сколько времени в традиционной культуре затрачивала мастерица, для которой вышивка была только одной из домашних работ. И какое это кропотливое, требующее сосредоточенности и терпения, любви и радости от той красоты, которую создаешь, ремесло – вышивка.

Художественная реконструкция. Женский костюмный комплекс: платок, рубаха, нагрудное украшение, вязаные носки, чирки. Остяки (ханты южн. гр.). Тобольская губерния, р. Конда, конец XIX в. Реконструкция выполнена по экспонатам ТГИАМЗ (Тобольск) О.Д. Бубновене, В.Н. Шашковой (гг. Ханты-Мансийск, Урай, 2002 г.). Искусствоведы: О.Д. Бубновене, К.Е. Илауски (г.Ханты-Мансийск).
Художественная реконструкция. Женский костюмный комплекс: платок, рубаха, нагрудное украшение, вязаные носки, чирки. Остяки (ханты южн. гр.). Тобольская губерния, р. Конда, конец XIX в. Реконструкция выполнена по экспонатам ТГИАМЗ (Тобольск) О.Д. Бубновене, В.Н. Шашковой (гг. Ханты-Мансийск, Урай, 2002 г.). Искусствоведы: О.Д. Бубновене, К.Е. Илауски (г.Ханты-Мансийск).

Орнаменты, украшающие туникообразные рубахи, женские платки остяков и вогулов разнообразны, птицы – один из самых употребляемых мотивов. Птицы разные, есть сложные, есть более простые варианты.

Часто встречается такая орнаментальная композиция: крестообразное изображение дерева с парными птицами, заключенное в поставленный на угол квадрат. Называется этот орнамент «углубление сердца», «вместилище души», а сердце, во многих культурах связанно с вместилищем ума, духа. Так в индуизме сердце – обитель высшего разума, пробуждение которого – цель практики, в то время, как мозг – связан с низшей формой обыденного ума. У индейцев чароки сердце – вместилище мира невидимого и т.д.

Некоторые исследователи поясняют, что изображение дерева-креста – это указание на «четыре стороны света» или «четыре области земли». Также, крестообразность центрирует образ дерева в пространстве, придавая ему статус мировой оси. И тут мы возвращаемся, к мифу об утке/гагаре и ее земле «с корнями» посреди Мирового Океана, а вместе с этим мифом к нам «возвращаются» деревья, острова, и океаны других мифологий – от острова-Буяна до священного дерева индусов Ашваттхи и мирового древа скандинавов Иггдрасиль.

Но вернемся к остяко-вогульскому орнаменту. Некоторые изображения птиц состоят из треугольной головы и сплошного туловища, прямого длинного хвоста с мысовидным окончанием и прямой ногой. Другой вариант: треугольная голова, шея, треугольное туловище, две крючкообразные ноги, два крыла в момент взмаха, «двойной хвост».

Встречаются совсем стилизованные варианты: птицы изображены через символику полета, как зигзаги или кривые линии. Аналогичные образы птиц можно встретить на неолитических керамических сосудах.

В некоторых вариантах птицы утрачивают хвост и крылья, получая взамен две головы, а иногда и две пары ног, превращаясь в конце же концов в две полоски со слабыми намеками на головы.

Художественная реконструкция. Праздничный мужской костюмный комплекс: косынка, очки охотника, рубаха, порты, пояс, обувь из ровдуги. Вышивка, ткачество. Остяки (ханты вост. гр.), вогулы (вост. гр.). Реконструкция выполнена по материалам ТГИАМЗ (г. Тобольск) О.Д. Бубновене, В.Н. Шашковой В.Н., Г.М. Клятенко (гг. Ханты-Мансийск, Урай, 2015 г.). Искусствоведы: О.Д. Бубновене, К.Е. Илауски (г.Ханты-Мансийск).
Художественная реконструкция. Праздничный мужской костюмный комплекс: косынка, очки охотника, рубаха, порты, пояс, обувь из ровдуги. Вышивка, ткачество. Остяки (ханты вост. гр.), вогулы (вост. гр.). Реконструкция выполнена по материалам ТГИАМЗ (г. Тобольск) О.Д. Бубновене, В.Н. Шашковой В.Н., Г.М. Клятенко (гг. Ханты-Мансийск, Урай, 2015 г.). Искусствоведы: О.Д. Бубновене, К.Е. Илауски (г.Ханты-Мансийск).

Композиций с птицами в одежде большое разнообразие. Из них составлены линейные бордюры по краям и швам одежды, розетки, ромбы, ромбические, решетчатые и ступенчатые сетки и т.д. В вышитых линейных бордюрах, размещенных вдоль сетчатых орнаментов и розеток изображения птиц очень стилизованные, более сложные узоры – на полочках, манжетах рукавов, по подолу рубах.

В более поздних вышивках часто встречаются повторяющиеся орнаменты из двух птиц возле древа или птиц, сидящих друг напротив друга. Возможно это связанно с «обмирщением» орнамента, с тем, что знание сакральных смыслов стал теряться в повседневной жизни, содержание мифа стало легендой и сказкой. И от сюжета с мировым древом и творением, осталось только его самая понятная часть – птицы, красота, существующая сама по себе.

Авторы: Ольга Бубновене, Алла Харитонова, Ксения Илауски, Виктория Шашкова - по материалам исследований бюджетного учреждения Центр народных художественных промыслов и ремесел Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

* Остяки и вогулы: так до 30-х годов прошлого века назывались народности ханты и манси, а Ханты-Мансийск до 1940 носил название Остяко-Вогульск. Так как платки с вышивкой присутствовали в культуре этих народов до 19 века, а в 19 – 20 х вв. вошли в повсеместный обиход платки с вырезным орнаментом, или покупные, то подчеркивая время бытования реконструируемых платков, мы говорим «остяко-вогульская вышивка». Другое название остяков (ханты) и вогулов (манси), используемое в научной литературе, – обские угры.