Канал ФКИ продолжает серию статей, посвященную общему состоянию фантастической литературы о космосе. Вслед за обзором отечественной космической фантастики ( Русские фантасты, пишущие о космосе ), поговорим о литературе переводной, зарубежной. Отметим наиболее значимые произведения космической фантастики новейшего времени, начала нашего века. Конечно, обзор не может быть исчерпывающим, поэтому пишите в комментариях про те книги, которые не упомянул автор, а должен был.
Начнем же обзор с книги самого конца 20 столетия. С потрясающего глобального космического эпоса американского фантаста Вернора Винджа «Пламя над бездной» (премия «Хьюго» 1992). Практически идеальная для жанра фантастики книга, сочетающая в себе научную фантастику, космическую оперу, эпическую фантастику и др. Вселенная «Пламени» Винджа состоит из нескольких слоев – зон, в которых действуют разные физические законы. Кроме этого, Галактика наполнена тысячами рас и народов, стоящих на самых разных уровнях развития, вплоть до сверхсил, ступивших на иной этап эволюции. По сюжету, группа исследователей разбудила на планете – Архиве Знаний некую Сущность, разрушительное начало, грозящую уничтожением триллионов живых существ. Но, у противостоящих Страумскому отклонению (так назвали пожирающее пространство сущность) есть надежда. Фантастика Винджа как-бы переходная, от классической научной фантастики и космической оперы Золотого Века и Новой Волны, к космической фантастике 21 столетия. «Пламя над бездной» несомненно, требует отдельного обзора.
От космической эпопеи Винджа перейдем к твердым образам новейшей космической фантастики. Зайдем с козырей. Один из самых значимых примеров современной научной фантастики о космосе - роман канадского фантаста Питера Уоттса «Ложная слепота». В психологии – ложная слепота (слепота невнимания), состояние, при котором проявляется неспособность отображать (обращать внимание) на объект, при чем, это не связано с проблемами со зрением, причины явления психологические.
По сюжету, в земном пространстве появились несколько тысяч объектов искусственного происхождения. Их источник выявили на границах Солнечной Системы, за поясом Койпера (пояс астероидов, чьи орбиты располагаются далее от Солнца, чем орбита Нептуна). Был послана миссия для контакта с пришельцами. Экипаж этой миссии состоит из людей с изменённым телом или сознанием.
Если Уоттс в своем творчестве рассматривает вопросы глубинной психологии в оболочке космического романа о контакте с иной расой, то современный американский фантаст Ким Стенли Робинсон вернул из небытия интереснейший прием космической фантастики – корабль поколений. Невозможность преодоления скорости света приводит к созданию огромных космических "Ноевых ковчегов". На этих кораблях сменяются многие поколения космонавтов. Но, сможет ли такой космический колосс достигнуть цели назначения? Большой вопрос. В романе «Аврора», автор подошел к кораблю поколений с точки зрения твердой научной фантастики. Много времени уделено раскрытию проблематики существования такой сложной автономной системы.
От Солнечной Системы и корабля поколений перейдем к фантастике о других планетах. Роман британского фантаста Чайна Мьевиля «Посольский город». На отдаленной планете, где обитает насекомовидная раса, существует поселение землян. Эти люди своего рода послы, только не по должности, а по рождению. Поколения людей в Посольском городе занимаются поиском взаимопонимания и контакта с инопланетянами. Взаимопонимание осложняется крайне сложным строением языка аборигенов и строением речевого аппарата. Значительная часть романа затрагивает лингвистическую сторону контакта. Пожалуй, со времен «Вавилона 17» Сэмюэля Дилэни, лингвистике в научной фантастике не уделялось столько внимания.
Представленные здесь романы Уоттса, Робинсона и Мьевиля можно отнести к твердой научной фантастике, новаторской и продолжающей традиции мастеров Золотого Века и Новой Волны. Но, не единой твердой Н.Ф. жива космическая фантастика. Чуть ли не главное ее направление – это космические оперы (космооепры), отличающиеся масштабным описанием Галактики, в части взаимоотношений разных рас и планет.
В романе британского фантаста Иэна Бэнкса (1954 – 2013) «Алгебраист» (2004), земляне вошли в большой мир Галактики как одна из многих посредственных рас, не обладающая каким-то особенным преимуществом. Такая постановка вопроса о месте и роли человечества в глобальном космосе не так уж и нова в фантастике. Достаточно вспомнить, к примеру, роман Клиффорда Саймака «Пересадочная станция» или "Сагу о Возвышении" Дэвида Брина. Но, скажем так, это не самый популярный вариант мира фантастических космоопер. «Алгебраист» представляет собой масштабное полотно, дающее многогранное представление о космосе, планетах, особенностях рас, их взаимоотношений.
В жанре космооперы работает и британский автор Аластер Рейнольдс, чьему перу принадлежит цикл «Прстранство откровения». Человечество в нем одиноко в космосе. Соприкосновения с артефактами древних цивилизаций приводят к непредсказуемым последствиям.
Масштабная Вселенная создана британским фантастом Питером Гамильтоном в цикле «Вселенная Содружестве», включающем в себя трилогии «Содружество» и «Бездна». Множество рас, загадочные области пространства, политика и войны, развитие человечества на протяжении длительного времени, все это имеется в достатке в этом цикле.
Палитра космической фантастики была бы не полна без боевой космической фантастики. Ну как в космосе без лихих драк?! И они есть и в современной фантастике. Например, у американского фантаста Джона Скальци в цикле «Война старика». Галактика место отнюдь не располагающее к сотрудничеству, обмену знаниями и мирному сосуществованию. Идет война всех против всех и человечество отнюдь не в стороне, в этой борьбе за существование. Данный цикл, Скальци пишет под влиянием знаменитого романа Роберта Хайнлайна «Звездный десант». Однако, выводы и впечатление от космической войны по Скальци, совсем иные. Хорошее современное развитие жанра.
Подписывайтесь на Группу Интересная фантастика Вконтакте. Клипы, музыка, опросы, аудикниги, фильмы, арт и многое другое про фантастику