В 1768 году Малоохтинское старообрядческое кладбище приобрело официальный статус. Его территория была увеличена и вскоре кладбище стало центральным среди петербургских поморцев. Это обусловлено еще и тем, что до 1883 года старообрядцам запрещено было возводить свои церкви и роль кладбищ у них была высока. Прямого запрета на обустройство территории кладбища не было и старообрядцы возводили свои молельни, но их могли закрыть в любое время.
Малоохтинское кладбище для верующих было не только центром духовной, но и мирской жизни, в первую очередь финансовой. Здесь любой «свой» предприниматель мог найти рабочих или приказчиков-единоверцев или оставить на охрану свой капитал.
На деньги купца Макея Ундозерова в 1792 году на территории кладбища построили каменную молельную с колокольней. В 1809 году появилась богадельня, а позднее еще и больница. Количество людей, у которых не было вида на жительство, живших около кладбища в 1820гг. достигло уже около 200 человек. Среди них были приказчики, повара, управляющий, староста, дворники и т.д.
Среди старообрядцев часто возникали конфликты и споры, особенно в вопросах веры. Частью территории кладбища владели старообрядцы-федосеевцы, которые относились к радикально настроенных верующим. У них была своя молельня, отдельная от поморцев. Они не признавали власти царя, отвергали браки, не контактированы с православными. Именно их действия привели к закрытию Малоохтинского кладбища. В 1840-е годы противостояние радикальных старообрядцев с официальной властью достигло своего апогея. Закрыли обе молельные, запретили хоронить на кладбище. По сути кладбище закрыли для посещений.
В 1857 году кладбище поменяло статус и перестало быть старообрядческим. Его богадельни отдали Императорскому человеколюбивому обществу, одну из перестроили в православную церковь имени Иоана Предтечи. Эту церковь построил на свои сбережения граф Г.А. Безбородко, известный меценат и духовный деятель. В начале XX века рядом был возведен приют имени Николая и Марии Тепловых для бедных и пожилых женщин. А затем здесь же появился приют для слепых девушек. Эти заведения так и не стали собственностью старообрядцев.
Еще в годы правления Николая II отношение власти к старообрядцем снова стало смягчаться.
Богатые поморцы А.П. Орловский, А.Д. Пикеев написали прошение чтобы Малоохтинское кладбище привели в порядок. К этому времени само кладбище представляло собой жалкое зрелище: часть могил разрыла, надгробные плиты разбиты и перевернуты, полное запустение. В 1865 году кладбище вновь передали поморцам ( 2/3 были еще свободны ). Старообрядцам разрешили снова хоронить свои единомышленников, но запрет на возведение молельни и церквей по прежнему сохранялся. Однако поморцы и этому были рады.
В 1883 году поморцам разрешили строить молельни и молельные дома. Среди поморцев присутствуют многие видные деятели того времени, одним из которых стал предприниматель Василий Александрович Кокорев. Он очень сильно помогал общине старообрядцев и стал от их имени ходатайствовать власти на образование новых молельных домов вне Малоохтинского кладбища.
Несмотря на все усилия меценатов, богатых поморцев и ослабление давления власти, поморская община в середине не поднялась с колен, а наоборот стала постепенно разрушаться. Былые строгие устои и правила перестают были догмами и постепенно размываются. Часть поморцев становится федосеевцами, другие переходят в православие. Начинается настоящий кризис веры. Малоохтинское кладбище не становится вновь духовным центром старообрядцев, а постепенно угасает.
Заключение - "Мой Петербург". Люди. События. Места. Поморское кладбище. Часть 3.