Найти в Дзене

Что ждать дальше? Или сделка ОПЕК+

Фото: https://unsplash.com/
Фото: https://unsplash.com/

В понедельник 13 апреля наконец-то стали известны окончательные договоренности по итогам конференции ОПЕК+, которая началась еще в четверг. Причина такой задержки: несогласованность позиций и нежелание некоторых государств, в первую очередь, ассиметрично сокращать добычу черного золота. Большинство экспертов считают, что сделка позитивно повлияет на бюджет РФ. Вице-президент крупнейшей частной нефтяной АО – «Лукойл», Л. Федун даже сравнил достигнутые договоренности с Брестским миром.

Россия согласилась урезать свою нефтедобычу на 2,5 млн баррелей в день (наряду с Саудовской Аравией это крупнейшее сокращение), до 8,5 млн баррелей. Что интересно, данный уровень добычи сопоставим лишь с 2003 годом. С июля планируется постепенное наращивание до 9 млн баррелей в день, а с 2021 года – до 9,5 баррелей. Россия, пойдя на такие уступки, прежде всего должна быть обеспокоена вопросом того, как это повлияет на цены нефтяного рынка. Тот же самый вопрос должен интересовать и участников финансового рынка.

Топливная часть доходов РФ зависит от котировок нефти сорта Urals, а также соотношения пары рубль-доллар. В случае даже минимального роста котировок в результате осуществленной сделки это весьма положительно сыграется на российском бюджете.

При росте топливных доходов без сокращения добычи также огромные суммы выиграет Фонд национального благосостояния, формируемый в соответствии с бюджетным правилом. Хотя нефтегазовый дефицит из ФНБ так или иначе все-равно придется покрывать (на горизонте мы пока не может наблюдать цену Urals в 42,4 доллара)

Стратегически важными аспектами для бюджета являются объемы валютной выручки от экспорта топлива и удаленность цены Urals от критической цены в 15 долларов/баррель. Рост цены на нефть повлечет и укрепление рубля, что является аксиомой российской экономической политики. Пандемия коронавируса не оставляет шансов на сохранении бюджетных расходов на прежнем уровне. Новые притоки ликвидности и других мер экономического воздействия потребуются в любом случае.

Как ни странно, психологические ожидания на рынке, иногда ярко проявляющиеся даже после записей в соцсетях, в данном конкретном случае не оправдались. Вслед за небольшим ростом в конце торговой сессии четверга, вновь начался спад котировок акций нефтяного сектора. Например, WTI, эталонный сорт нефти Западного полушария, сейчас торгуется на 20% ниже по сравнению с открытием неделей ранее. Понедельник же ознаменовался снижением показателей и в других отраслях. Данное положение дел, кажущиеся весьма необычным на первый взгляд, объясняется продолжающейся пандемией, неуверенностью рынка в достигнутых результатах, а также скорым заполнением нефтехранилищ и ростом стоимости их содержания. Рынок ждет новых обнадеживающих новостей, среди которых немаловажными будут сводки о мониторинге реализаций сделки ОПЕК+ и их должного соблюдения. Оптимизм нашим соотечественникам также внушает статистика структуры доходов российского бюджета в %. На 2019 год доля ненефтегазовых составила 60%, нефтегазовых - 40% (видна динамика в сокращении топливных доходов по отношению к нетопливным).

Правительствам, политикам и инвесторам остается лишь ждать и наблюдать за рыночной конъюнктурой в надежде на скорейшее окончание пандемии и возврат к прежней жизни, который оживит и укрепит цену на нефть и отечественную экономику.