Эрик Баллинг – имя в Дании поистине легендарное. Такое же как в России, ну скажем, Станислав Говорухин или Сергей Соловьев. На его счету десятки самых известных датских фильмов. А для российского зрителя он стал лицом датского кинематографа. Эрик Баллинг снимал фильмы «легкие» - в первую очередь комедии. Были у него и фильмы-размышления о человеческих чувствах – любви, сострадании, дружбе. Но все его фильмы были очень «датские». Это было окно в удивительный мир Дании, познания о котором заканчивались у нас на Дюймовочке и Оле Лукойе.
Неповторимая Дания
Впервые очутившись в Копенгагене, я обнаружил, что кинематографический мир Баллинга очень точно передал реальный мир датской жизни: аккуратность и скромность в сочетании с некоей старомодностью, солидность и монументальность в сочетании с миниатюрностью всего вокруг, словно всё это - модели «Лего», скандинавскую холодность в сочетании с душевностью и теплотой.
Датский мир из фильмов Баллинга увлекает. Начинаешь понимать, что Дания – это особенная страна, и хотя она не бросается в глаза в современном мире, он, тем не менее, очень многим ей обязан.
Знакомство с Баллингом
Мое знакомство с фильмами Эрика Баллинга состоялось в 1984 году, когда в советском прокате вышел фильм «Операция начнется после полудня». Приключения незадачливых грабителей сразу увлекли острыми поворотами сюжета, трогательной наивностью и благородством героев, блестящей актерской игрой (я долго силился запомнить непривычные имена, но смог запомнить только самого режиссера и исполнителя главной роли Ове Спроэ, который в советском прокате звучал как Увэ Спрёгэ; уже потом, начав изучать датский, я узнал, что буква «О» читается как «У» в шведском языке, а по-датски звучит как написано - «О», видимо, за неимением датского переводчика фильм доверили переводить переводчику со шведского (шутка, но факт ошибочного написания имени по-другому не объяснить).
Это был единственный датский фильм, который мне довелось посмотреть в советском кинотеатре. Но его было достаточно, чтобы пробудить любовь к Дании. Позже я узнал, что очень популярным в советском прокате в 70-х был фильм Эрика Баллинга «Бей первым, Фредди!» А еще позже, что фильм «Операция начнется после полудня», оказывается, один из последних в целой серии фильмов про «банду Ольсена» - еще одно датское «наше всё», - но ни один из этих фильмов в Советском Союзе куплен не был. Совсем позже я узнал, что в 60-х и 70-х годах в СССР выходило еще несколько фильмов Эрика Баллинга: «Легенда о беглеце», «Девушка Гого», «Скандал в старом городе» - тех самых фильмов-размышлений и социальных мелодрам.
До свидания, Дания!
А совсем недавно я посмотрел фильм Эрика Баллинга «Посреди ночи» (Midt om natten) с участием очередных датских «наше всё» Кима Ларсена и Эрика Клаузена и понял, что очарование Дании останется со мной навсегда!
Искренне Ваш,
Dannebrog