Добро пожаловать на канал "Музея Моды"!
Майя Плисецкая была не только выдающейся балериной ХХ века, о чём мы уже рассказали в предыдущем статье, но и иконой стиля второй половины прошлого столетия, для которой создавали наряды лучшие модельеры мира.
Почти до 1960-го Майя Плисецкая не могла выезжать за границу (выезд открыли весной 1959-го), поэтому одеваться ей приходилось в пределах возможностей СССР. Как и многие другие артисты и простые граждане, она пользовалась услугами портних и фарцовщиков, которые «доставали» импортные товары и продавали их с огромной наценкой. Спрос, однако, всегда был, ведь денег в советской стране было достаточно, а вот фирменных вещей — всегда не хватало.
Плисецкая тратила на свой внешний вид довольно много средств, но результат того стоил — прима выглядела не хуже западных коллег и «самодельные» образы Плисецкой были не хуже кутюрных, но когда в 1960-х Майя Михайловна вышла на сцену Большого театра в партии «Кармен» в «неприлично коротком» платье, она получила осуждение со стороны тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой: «Сплошная эротика! Чуждый нам путь! Юбку наденьте!».
Был у Плисецкой и ещё один секрет — доступ к театральным мастерским, где артистка шила себе шубы и подправляла одежду, пришедшую в негодность. В театрах, как правило, работали лучшие мастера с тонким художественным вкусом.
В 1971-м году, во время заграничных гастролей Плисецкая, наконец, познакомилась с выдающимися кутюрье своего времени: Пьером Карденом, Ив Сен-Лораном, Коко Шанель — и все они приняли за честь знакомство с лучшей в мире балериной. С 1971-го года Плисецкая стала музой Пьера Кардена, для которой он создал множество как сценических, так и городских и вечерних образов.
1972-м году началась работа над костюмами для балетной постановки «Анны Карениной». Карден создал 10 костюмов в стилистике XIX века, но приспособленных для танца. Во время примерок Карден просил артистку поднять ногу в арабеск и аттитюд, чтобы понять, не сковывает то или иное платье движений. Модельер считал, что наряды должны стать второй кожей Плисецкой, сродниться с ней.
Увы, о том, что Плисецкая танцевала в нарядах от Кардена, советские зрители не знали — Министерство культуры СССР запретило указывать на имя модельера-иностранца, хотя он даже не взял денег за работу...
Возможность отблагодарить и отметить Кардена выпала Плисецкой только в 1998-м году, когда она организовала в Кремле шоу «Мода и танец», где выразила огромную признательность великому кутюрье, а также другу известного русского маэстро моды Славы Зайцева.
Тонкий, изящный словно паутинка наряд для танца «Гибель розы», который Плисецкая исполняла вместе с танцовщиком Александром Годуновым, который в 1970-х стал одним из самых известных «невозвращенцев» в СССР, создал Ив Сен-Лоран. Это платье вы могли видеть на нашей выставке «Русский балет — мода навсегда», которая прошла в Музее Моды с ноября 2019-го по февраль 2020-го года.
Плисецкая стала явлением — не только для СССР, но и для всего мира, а её танец уминающего лебедя — эталонным. Однако, Майя Михайловна прославилась не только балетом, но и безупречным стилем и стройной фигурой, за которой она всегда следила. Широкую известность получил совет, который Плисецкая давала всем, кто донимал её вопросами, как похудеть: «Меньше жрать!» — отвечала артистка.
Неудивительно, что Великая Прима нашла общий язык с Великой Мадемуазель. Шанель даже организовала специально для Плисецкой показ мод, в котором попросила поучаствовать в качестве манекенщицы, чтобы продемонстрировать, КАК надо носить вещи от Шанель. В благодарность за оказанную любезность, Шанель предложила Плисецкой выбрать в подарок любой наряд из последней коллекции. Так в гардеробе Майи Плисецкой появился костюм из стёганого шёлка.
Майя Плисецкая стала одной из первых русских звёзд, профессиональные фотосессии которых стали публиковать в европейских модных изданиях. В конце 1950-х Плисецкая появилась в журнале Harper’s Bazaar, а в 1966-м — в Vogue.
До самых последних дней Плисецкая сохраняла прекрасную фигуру, обворожительную улыбку и безупречное чувство стиля, которым сегодня мы можем только восхищаться. Вместе с Майей Михайловной ушла эпоха, но память о ней навсегда в наших сердцах.
Автор статьи Полина Уханова, руководитель научно-просветительского отдела МВЦ "Музея Моды" .
Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!