Сегодня часто вспоминаю, как мы пережили экономические кризисы в 2009 году, в 2014 году, как бизнес? Что поменялось на нашем рынке бассейнов после? Наверное, тоже было ощущение тупика, бессилия перед обвалом рубля и падения экономики, что бьешься лбом о стену и желание все бросить уже…
Но начинали искать новые направления, какие-то маркетинговые ходы, делали безумные скидки, вдруг подворачивался хороший контракт, и бизнес оставался на плаву, людей не пришлось увольнять. Помогали мои кредитные карты, залезали в долги, тянули со сроками поставок, но постепенно все выравнивалось.
Может и сейчас будет также, глаза боятся, а руки делают… Но я думаю, что нет.
Самое главное - нас не закрывали дома. И 6 лет назад и 12 мы поднимали задницы от офисных кресел и ехали. Ехали к дилерам и убеждали их покупать наши сборные бассейны у нас, ехали к поставщикам и убеждали давать скидки и отсрочки, кричали, ругались, но добивались своего. Искали новых поставщиков, лезли на новые рынки. Мы переезжали в офис поменьше. Демпинговали, уверяли что у нас все хорошо… Вкладывали последние деньги в рекламу. А сейчас я могу только позвонить или написать, я не могу посмотреть человеку в глаза, оценить его бизнес: офис, производство, в живую посмотреть продукцию. Оффлайн коммуникации отсутствуют.
Затруднены экономические отношения между областями и регионами. Нам сейчас не хотят доплачивать за произведенные композитные бассейны только потому, что их перевозка через несколько областей связана с рисками, что транспорт с иногородними номерами просто завернут обратно. И установка, и монтаж тоже под вопросом: инженер должен как-то добраться до объекта в другом городе. А самолеты почти не летают, поезда не ходят, машину могут не пропустить. А если ты из Москвы, то в некоторых регионах могут и на карантин закрыть.
Сейчас от большинства предпринимателей в соцсетях я слышу: смещайте бизнес в онлайн, продолжайте взаимодействовать с вашими клиентами, ищите новые варианты заработка. Оглянувшись назад, я скажу так: это все работает только на периоде в 2-3 месяца. Потом ваша даже очень лояльная аудитория либо забудет вас, либо кардинально сменит интересы и привычки в силу ну хотя бы отсутствия свободных денег. И из 10 000 лояльных подписчиков останется 10%. В следующей публикации я думаю подробнее остановлюсь на предпринимательских мифах во время текущего кризиса. А пока оставайтесь с нами и постарайтесь не заболеть.