Поистине все начинается с точки. Царство точки беспредельно. Точка в нашем представлении является связью молчания и речи. Линия - противоположность точки, линия — это свет перемещающейся точки. Она возникла из движения, а именно из уничтожения замкнутого в себе покоя точки. Три основные плоскости - треугольник, квадрат, круг — являются результатом планомерно перемещающейся точки. То, что могло бы считаться точкой на совершенно пустом фоне становится плоскостью, если рядом с ней появляется очень тонкая линия.. - Василий Кандинский
Но достаточно ли одной точки, для произведения искусства?
Можете ли Вы сейчас представить мировое художественное искусство без абстрактных картин? А фильмы Стенли Кубрика без его знаменитого внимания к цвету? И еще массу примеров, думаю, суть которых нетрудно уловить.
Так вот, это все идеи Василия Кандинского, русского художника, хотя и косвенно конечно. Однако он без преувеличения повлиял на весь мировой авангард, художников, танцоров, архитекторов, дизайнеров и да, режиссеров. Почему?
Кандинский исповедовал идею синтеза всех искусств - искусства будущего. Именно то, что сейчас так признано всеми. Кроме того, он изучал форму - начав с самых основ - точки, линии и простых фигур (треугольник, квадрат, круг) и цвет произведения. И все для того, что бы понять, что есть духовного в искусстве.
Рубеж XIX и XX веков открыл новую страницу в культуре. Появление новых жанров, течений и направлений (модерн, символизм, авангард, футуризм, супрематизм), попытки создать теорию искусства и философию произведений, понять ту силу, которая дает жизнь произведению и позволяет создавать шедевры. Все наперебой предлагали новый взгляд на этот мир, пытались по-новому выразить то, что было раньше так привычно.
Импрессионисты в своей борьбе, против «академического» уничтожили последние следы живописной теории и сами же, вопреки собственному утверждению: «природа есть единственная теория для искусства», — немедленно, пусть и неосознанно, заложили первый камень в основание новой художественной науки - Василий Кандинский
Если говорить непосредственно об авангарде, тут стоит сказать, что на его появление несомненно повлиял хроматизм (импрессионизм, фовизм, постимпрессионизм) — именно здесь художники искали путь упрощения и «уплощения» формы, и особое внимания обращали к цвету. Первые работы Кандинского отчетливо показывают это влияние.
Но он пошел чуть дальше — на картинах пейзаж сначала превращается в «ошмётки форм», а зачем и полностью теряет форму реального. И, главное, цвет остается ярким, сочным, живым.
Кстати, признайтесь, вы замечали, что некоторые абстрактные картины имеют названия "Импровизация №..." или "Композиция №..."? Их различие в том, что по словам Кандинского при создании первых присутствовали лишь эмоции и бессознательное, а вторые были рождены уже с помощью и разума.
Так какие же основные идеи были в теории Василия Кандинского?
- цвет обладает духовно-выразительной ценностью, и это помогает передавать цветом высокие эмоциональные переживания, не прибегая к изображению реальных предметов. Выражая свой духовный опыт, художник приглашает зрителя раствориться в магии цвета, позволить себе плавать в волнах ощущений.
- при восприятии цвета человек либо очарован его красотой, испытывает чувство удовлетворения и радости, или, наоборот, цвет его раздражает. Но если душа человека закрыта для восприятия, то ощущения цвета не оставят у него длительного впечатления.
- при более высоком духовном уровне развития человека элементарное воздействие цвета переходит в глубокое впечатление от него. Цвет вызывает целую цепь психических переживаний, появляется его «внутреннее звучание». Так, красный цвет может вызвать такую же вибрацию, как и огонь, но он может усилиться до «болезненной мучительной степени, потому что схож с текущей кровью».
«Моя цель, - писал Кандинский, - создать живописными средствами, которые я люблю более других художественных средств, такие образы, которые вели бы свою самостоятельную, интенсивную жизнь, как чисто живописные существа».
Помимо элементарной символики цветов Кандинский уделял большое внимание внутренним соответствиям цветов и форм. Так, он был убежден в том, что «желтое есть высшее движение в остроте, почему и соответствует треугольнику. Синее есть высшее углубление, почему и соответствует кругу. Красное есть высшее внутреннее движение, почему и соответствует квадрату» и т.п.
Несмотря на внешнюю примитивность и элементарность этих «соответствий», Кандинский был убежден, что именно с подобных шагов начинается путь к изучению более глубоких семантических, синестезических, ассоциативных, символических связей и корреляций в живописном произведении. Об этом свидетельствуют и его теоретические работы, и, главное, живописные полотна, но также и некоторые его поэтические опыты.
Весь опыт Кандинского по изучению цветовой формы лег в основу двух теоретических исследований: «О духовном в искусстве» (1911) и «Точка и линия на плоскости» (1926).
Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души… Живопись — это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о хлебе насущном.
Посему если заинтересовало, то советую.