Найти в Дзене
Надя Артеменко

А что если точка — это дыра? Размышления о творчестве Василия Кандинского, основоположника абстракционизма.

Оглавление

Поистине все начинается с точки. Царство точки беспредельно. Точка в нашем представлении является связью молчания и речи. Линия - противоположность точки, линия — это свет перемещающейся точки. Она возникла из движения, а именно из уничтожения замкнутого в себе покоя точки. Три основные плоскости - треугольник, квадрат, круг — являются результатом планомерно перемещающейся точки. То, что могло бы считаться точкой на совершенно пустом фоне становится плоскостью, если рядом с ней появляется очень тонкая линия.. - Василий Кандинский

Но достаточно ли одной точки, для произведения искусства?

Композиция VIII, 1923
Композиция VIII, 1923

Можете ли Вы сейчас представить мировое художественное искусство без абстрактных картин? А фильмы Стенли Кубрика без его знаменитого внимания к цвету? И еще массу примеров, думаю, суть которых нетрудно уловить.

Так вот, это все идеи Василия Кандинского, русского художника, хотя и косвенно конечно. Однако он без преувеличения повлиял на весь мировой авангард, художников, танцоров, архитекторов, дизайнеров и да, режиссеров. Почему?

Кандинский исповедовал идею синтеза всех искусств - искусства будущего. Именно то, что сейчас так признано всеми. Кроме того, он изучал форму - начав с самых основ - точки, линии и простых фигур (треугольник, квадрат, круг) и цвет произведения. И все для того, что бы понять, что есть духовного в искусстве.

Рубеж XIX и XX веков открыл новую страницу в культуре. Появление новых жанров, течений и направлений (модерн, символизм, авангард, футуризм, супрематизм), попытки создать теорию искусства и философию произведений, понять ту силу, которая дает жизнь произведению и позволяет создавать шедевры. Все наперебой предлагали новый взгляд на этот мир, пытались по-новому выразить то, что было раньше так привычно.

Импрессионисты в своей борьбе, против «академического» уничтожили последние следы живописной теории и сами же, вопреки собственному утверждению: «природа есть единственная теория для искусства», — немедленно, пусть и неосознанно, заложили первый камень в основание новой художественной науки - Василий Кандинский

Если говорить непосредственно об авангарде, тут стоит сказать, что на его появление несомненно повлиял хроматизм (импрессионизм, фовизм, постимпрессионизм) — именно здесь художники искали путь упрощения и «уплощения» формы, и особое внимания обращали к цвету. Первые работы Кандинского отчетливо показывают это влияние.

Но он пошел чуть дальше — на картинах пейзаж сначала превращается в «ошмётки форм», а зачем и полностью теряет форму реального. И, главное, цвет остается ярким, сочным, живым.

Кстати, признайтесь, вы замечали, что некоторые абстрактные картины имеют названия "Импровизация №..." или "Композиция №..."? Их различие в том, что по словам Кандинского при создании первых присутствовали лишь эмоции и бессознательное, а вторые были рождены уже с помощью и разума.

Композиция VI, 1913
Композиция VI, 1913

Так какие же основные идеи были в теории Василия Кандинского?

  • цвет обладает духовно-выразительной ценностью, и это помогает передавать цветом высокие эмоциональные переживания, не прибегая к изображению реальных предметов. Выражая свой духовный опыт, художник приглашает зрителя раствориться в магии цвета, позволить себе плавать в волнах ощущений.
  • при восприятии цвета человек либо очарован его красотой, испытывает чувство удовлетворения и радости, или, наоборот, цвет его раздражает. Но если душа человека закрыта для восприятия, то ощущения цвета не оставят у него длительного впечатления.
  • при более высоком духовном уровне развития человека элементарное воздействие цвета переходит в глубокое впечатление от него. Цвет вызывает целую цепь психических переживаний, появляется его «внутреннее звучание». Так, красный цвет может вызвать такую же вибрацию, как и огонь, но он может усилиться до «болезненной мучительной степени, потому что схож с текущей кровью».
Желтый, красный, синий, 1925
Желтый, красный, синий, 1925
«Моя цель, - писал Кандинский, - создать живописными средствами, которые я люблю более других художественных средств, такие образы, которые вели бы свою самостоятельную, интенсивную жизнь, как чисто живописные существа».
Мягкое напряжение, 1925
Мягкое напряжение, 1925

Помимо элементарной символики цветов Кандинский уделял большое внимание внутренним соответствиям цветов и форм. Так, он был убежден в том, что «желтое есть высшее движение в остроте, почему и соответствует треугольнику. Синее есть высшее углубление, почему и соответствует кругу. Красное есть высшее внутреннее движение, почему и соответствует квадрату» и т.п.

Несмотря на внешнюю примитивность и элементарность этих «соответствий», Кандинский был убежден, что именно с подобных шагов начинается путь к изучению более глубоких семантических, синестезических, ассоциативных, символических связей и корреляций в живописном произведении. Об этом свидетельствуют и его теоретические работы, и, главное, живописные полотна, но также и некоторые его поэтические опыты.

Утверждение, 1926
Утверждение, 1926

Весь опыт Кандинского по изучению цветовой формы лег в основу двух теоретических исследований: «О духовном в искусстве» (1911) и «Точка и линия на плоскости» (1926).

Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души… Живопись — это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о хлебе насущном.

Посему если заинтересовало, то советую.

Так может ли точка быть произведением искусства? По своей сути, считаю, что да, ведь точка — это дыра и кто знает, что в этой дыре?.. Быть может там заключена вся квинтэссенция искусства, где важны, не только форма и цвет, но и душа произведения, пресловутый der Giest, тот самый замысел, вложенный автором, не всегда понятный и ему самому.