Семь десятилетий минуло с тех пор как впервые при исполнении своих обязанностей погиб агент ЦРУ. Это случилось не в застенках СМЕРШа, не на сбитом советской ПВО самолёте-разведчике и даже не на фронте Корейской войны, а в тибетских горах. Учитывая, что ЦРУ вскоре начало долгую и затратную кампанию по поддержке тибетских партизан, а Центральная Тибетская Администрация - правительство в изгнании, до сих пор финансируется из США, эта история выглядит довольно странно. Попробуем в ней разобраться.
Дуглас Маккирнан служил в ВВС США, но был не пилотом,а сначала шифровальщиком, затем офицером метеорологической станции на Аляске. Не исключено даже, что как-то был задействован в запуске воздушной трассы Алсиб по которой из Соединённых Штатов боевые самолёты перегонялись в Красноярск, откуда поступали уже на фронты Великой Отечественной войны.
Судя по всему Маккирнан был человеком разносторонне подготовленным - знал несколько языков, до армии изучал физику, был радиолюбителем. В конце 1943 года Маккирнана переводят с Аляски в Китай, в город Дихуа (нынешний Урумчи). До конца войны он отвечал за работу 233 метеостанции 10-й бригады ВВС США (美国空军第10航空大队驻迪化的第233气象站)/подразделение той же бригады к которой относились "Летающие тигры", воевавшие на другом краю Китая - в Юньнани?/, а затем перешёл на работу в Госдепартамент и занял должность вице-консула. Китайские источники сообщают, что консульство в Дихуа было создано лишь в 1946 г. Если так, то получается, что офицер-метеоролог попал в это учреждение тотчас после создания и сразу же на высокую должность.
Указывается, что с мая 1947 г. Дуглас Маккирнан поступил на службу в ЦРУ. Это весьма интересно - закон о создании Центрального разведывательного управления вступил в силу лишь в сентябре 1947-го. То есть Маккирнан стал одним из первых сотрудников в де-факто ещё не существующей структуре.
Благо разведывать было чего - если в годы Второй мировой войны Синьцзян был глубоким тылом, то с началом войны Холодной стал фактически передовой.
В Китае была в самом разгаре гражданская война между коммунистами и правительством буржуазной националистической партии Гоминьдан. В Синьцзяне вдобавок к этому существовала Восточно-Туркестанская республика (ВТР) и во многом свою собственную игру вёл Оспан-батыр. Рядом была независимая, но тогда мало кем признанная Монгольская народная республика, а в Казахской СССР Советы выбирали место для создания ядерного полигона. В общем, следить было за чем.
Начиная с зимы 1946 г. США направили в Синьцзян несколько шпионов под прикрытием священников и журналистов.
В консульстве был штат переводчиков на русский и уйгурский языки. В дипмиссии собирали на чай представителей разных этнических групп Синьцзяна, чтобы выяснить их положение и возможные антисоветские тенденции. Важным направление работы американских разведчиков был также сбор данных об атомной программе СССР.
В июне 1947 г. когда разгорелся конфликт между армией Монголии и войсками Оспан-батыра в Байтак-Богдо, Маккирнан вместе с Оспаном выехал непосредственно к заставе Бэйташань.
Американский офицер фактически выполнял роль инструктора: рисовал карты, контролировал численность войск, руководил строительством дорог и пытался расширить масштаб конфликта. Он также пригласил журналистов - многих в Урумчи, с некоторых даже в Бэйташань, где, фальсифицируя свидетельства местных жителей, распускал слухи о советском вторжении и снял семена раздора между Китаем и СССР. Благодаря его усилиям к конфликту в Байтак-Богдо в те дни было приковано внимание всего мира.
В 1948 г. под руководством американского вице-консула Оспан-батыр создал в Дихуа антисоветский комитет.
В начале августа 1949 г. Маккирнан опробовал приборы для обнаружения атомных взрывов на больших расстояниях. Это было очень своевременно - 29 августа на полигоне в Семипалатинске взорвалась первая советская атомная бомба.
Однако в Гражданской войне наступил окончательный перелом и войска китайских коммунистов стали всё ближе подходить к столице Синьцзяна.
25 сентября 1949 года Маккирнан отправил последнюю телеграмму из дипмиссии. Некогда оживлённое консульство было уже практически необитаемым. Вскоре китайцы найдут здесь множество военного снаряжения и средств спецсвязи, однако сам американский разведчик успел ускользнуть.
Про Маккирнана в основном известно по хорошей художественной книжке Thomas Laird, Into Tibet: The CIA’s First Atomic Spy and His Secret Expedition to Lhasa
а вот про тёмные дела американского консульства в Синьцзяне можно и у китайцев почитать, оттуда и взял материал
迪化领事馆——美国间谍在新疆活动的堡垒
http://www.people.com.cn/GB/198221/198305/198865/12609137.html