Найти тему
Папа, не горюй

Как научить ребёнка различать цвета: метод Монтессори. Годовалая дочка выучила за неделю

Оглавление

О методе Монтессори я прочитал в книжке и решил опробовать на дочке. В то время ей было чуть больше года. Понадобилось немного терпения, муляжи фруктов и желание обучить ребёнка основным цветам.

Понадобятся муляжи фруктов (их можно заменить, см. ниже) и абсолютно любые фигурки тех же цветов. У меня — восковые мелки из магазина фиксированных цен
Понадобятся муляжи фруктов (их можно заменить, см. ниже) и абсолютно любые фигурки тех же цветов. У меня — восковые мелки из магазина фиксированных цен

Когда уже можно?

У дочки в саду был мальчик, который в два года не мог назвать ни одного цвета, хотя уже довольно неплохо говорил. У соседа в три — "травка синяя". Почитал литературу и был удивлён: все цвета ребёнок видит уже к году. И не обязательно дожидаться, пока малыш заговорит. Если он физиологически готов, значит, пора действовать . Мы интуитивно "рассказали" дочке о цветах в год с небольшим.

Как понять, что ваш ребёнок к этому готов?

Дать любой развивающий набор, где требуется сортировка по цвету. Если малыш уже способен надеть красную шапку на красного пингвина, а синюю — на синего, это знак, что цвета он различает и они ему интересны. Выбрал самый простой метод, который включает 4 ступени. Пошаговая рекомендация к действию, как обучить цветам за неделю.

Ступень первая

Педагоги рекомендуют начать изучение с основных цветов: жёлтого, красного, зелёного и синего. Я отталкивался от того, какие муляжи фруктов есть в доме. Муляжи можно смело заменять на карточки.

Картинки  можно распечатать из Интернета.
Картинки можно распечатать из Интернета.

В первый день показал дочке фрукт или овощ, назвал его. Выглядит это так. Показываем банан и чётко проговариваем: "Банан". Показываем помидор и также чётко: "Помидор". Цвета пока не упоминаем. Упражнение повторял дважды в течение дня: утром и вечером. Удобнее всего — после еды, пока малыш в креслице.

Ступень вторая

На следующий день, добившись от ребёнка внимания, снова показываем те же фрукты и овощи. Только теперь добавляем: "Банан — жёлтый", "Помидор — красный", "Огурец — зелёный".

Сам был удивлён, что брокколи — женского рода
Сам был удивлён, что брокколи — женского рода

Проговариваем чётко. Дважды в день, два дня подряд.

Ступень третья

На четвёртый день к овощам добавляем фигурки тех же цветов. В одну руку я брал помидор, в другую красного гнома, и акцентируя внимание на словах, произносил: "Смотри! Гном красный как помидор". "Игрушка зелёная как огурец"."Облачко белое как чеснок"

-4

Так повторяем два дня по два раза в день, только на пятый день демонстрируем одни фигурки. Фраза та же.

Ступень четвёртая

Проверочная. Некоторым детям требуется немного растянуть предыдущие этапы. И делать упражнения по 3-4 дня. Проверить, запомнил ли цвета, просто. Разложите перед малышом игрушки разных цветов и попросите: "Дай зелёного гнома". Если справится, можно переходить к следующему этапу. Например, сортировке — на любых пособиях с цветом, которые есть у вас дома.

Один из примеров таких пособий. Игрушка на липучках
Один из примеров таких пособий. Игрушка на липучках

Секрет метода Монтессори

Цвет для ребёнка — понятие абстрактное. Красным может быть помидор, пластмассовый солдатик, свитер, чайник. Совсем не понятно, как с предметом соотносится этот признак. Поэтому педагоги советуют выбирать для начала те предметы, которые всегда (ну, почти всегда) бывают только одного цвета. Поэтому и начинаем с фруктов и овощей. Ребёнок начинает осознавать, что это за признак такой — цвет, а потом легко применяет его в отношении любых других предметов.

Такова методика Монтессори. Меня она удивила тем, что сложное понятие можно объяснить ребёнку так просто. Буду рад, если статья окажется для вас полезной. И спасибо за лайк!