Несмотря на историческое соглашение ОПЕК+ о сокращении добычи, имеющиеся мощности по хранению нефти во всем мире истощаются, поскольку мировой спрос на нефть продолжает падать на фоне приостановок и ограничений на поездки во многих странах.
ОПЕК и ее союзники во главе с Россией пообещали уменьшить добычу на 9,7 млн. баррелей в сутки, начиная с мая. Но, по мнению многих аналитиков, мировые емкости для хранения нефти могут быть заполнены уже в середине мая.
В этом беспрецедентном глобальном нефтяном избытке некоторые сектора нефтяной промышленности и некоторые нефтедобывающие страны и их национальные нефтяные компании (ННК) настроены лучше, чем другие, пишет эксперт в экономике и энергетической политики Майкл Линч в статье в Forbes.
Как и в любой экстремальной ситуации, на рынке будут победители и проигравшие. А пока нефтедобывающая промышленность старается куда-то деть сырую нефть и продукты нефтепереработки, которые сейчас никому не нужны.
Проигравшие
Производители, которые не имеют адекватных перерабатывающих мощностей у себя дома и не имеют надежных долгосрочных контрактов на поставку нефти со странами-импортерами нефти, могут потерять больше всего. По словам Линча, это Ангола, Нигерия и Ирак.
Второй по величине производитель нефти ОПЕК в Ираке продает большую часть добываемой нефти. Также происходит в Саудовской Аравии. Однако в последние годы ведущий производитель ОПЕК и крупнейший в мире экспортер нефти заключил несколько крупных сделок с крупнейшим мировым импортером нефти, Китаем, в целях обеспечения долгосрочного спроса на свою нефть на рынке.
Согласно оценкам Линча по мощности ОПЕК на нефтеперерабатывающих предприятиях в расчете на одного члена и их целевому производству на май и июнь, совокупная внутренняя перерабатывающая мощность ОПЕК составляет половину от того, что будут производить ее члены, если они все будут придерживаться своих квот. Учитывая, что 100%-ное соблюдение в каждой стране никогда не было достигнуто в таких сделках, члены ОПЕК, вероятно, будут производить более чем в два раза больше своих объединенных нефтеперерабатывающих мощностей.
Страны, которые имеют долгосрочные контракты на поставку нефти с импортерами, будут в лучшем положении, чем те, которые больше полагаются на точечные продажи нефти. Данные о мировом рынке точечной нефти неполны, говорит Линч.
Дистрибьюторы рафинированных продуктов потеряют больше всего - люди никуда не ездят и находятся в изоляции во многих странах мира, включая Индию и крупнейшего потребителя нефти, Соединенные Штаты.
Победители
Крупнейшими победителями в текущей рыночной ситуации являются владельцы хранилищ - как на суше, так и на море. Хранение было самым востребованным «товаром» на энергетическом рынке в прошлом месяце, поскольку спрос падал, а предложение росло.
Оффшоры, трейдеры изо всех сил пытаются забронировать плавающие хранилища, а ставки чартеров для супертанкеров стремительно растут. Затраты на хранение растут, как и затраты на фрахтование танкеров для хранения нефти в море, пока трейдеры ожидают, что спрос восстановится после падения в результате пандемии.
Несмотря на действия ОПЕК+ и G20 по ослаблению перенасыщения, нефтяная отрасль может протестировать пределы своих мощностей в ближайшие недели, заявило Международное энергетическое агентство (МЭА) на этой неделе.
«Никогда прежде нефтяная отрасль не подходила так близко к проверке своих логистических возможностей до предела», - говорится в сообщении агентства, опубликованном в отчете по рынку нефти за апрель.
В Соединенных Штатах хранилище, скорее всего, заполнится к середине мая. При таких низких ценах на нефть, американские сланцевики сталкиваются с вынужденными сокращениями. На этой неделе ConocoPhillips заявила, что намерена добровольно сократить добычу на 200 000 баррелей в сутки в Канаде и США до тех пор, пока не улучшатся рыночные условия. Другие компании, скорее всего, последуют за ней.
Из-за перенасыщения, которое ОПЕК+ не сможет предотвратить в следующем месяце, владельцы складских площадей станут крупнейшими победителями в эти самые необычные времена для нефтяной промышленности.