Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

29 "Варягов" в российском и советском флоте

Наткнулся на интересную статью по этой теме Виктора Катаева. Но она небольшая по размеру и многое в неё не вошло. Решил сам узнать всё, что удастся, результаты этих поисков ниже.

Первым "Варягом" было построенное в 1847 в Британии году парусное судёнышко водоизмещением всего в 107 тонн. Что интересно, хотя он и принадлежал князю Голицину, но команда его состояла из 25 военных моряков. Неоднократно участвовал в парусных гонках, занимая первые и лишь один раз второе места. Более ничем не примечателен.

Вторым был парусно-винтовой корвет 1861 года, построенный в Финляндии.

Его нос украшало изображение лучника, хранящееся нынче в Центральном Военно-морском музее в Петербурге

-2

Но я думаю, что это копия-новодел, судя по её состоянию. Ведь корабль прослужил более 20 лет, исколесив все океаны и между прочим, став первым русским военным кораблём, прошедшим Магеллановым проливом. Как обычно тогда бывало, скорость под парусами превышала скорость под машиной, 13 и 11 узлов соответственно. 17 орудий, 340 человек команды. Труба, кстати, при движении под парусами складыалась, как подзорная труба. Корабль был оборудован опреснителями, артиллерия постоянно заменялась на более современную. История его службы столь богата и удивительна, что о ней книгу можно писать, а не дзеновскую статью.

Отметился событием, аналогичное которому, а может, и это самое, были описаны Пикулем. Посетив корабль, Александр III приказал произвести постановку парусов, а потом сыграть боевую тревогу. Но по какой-то причине вскоре убыл. При этом положено производить салют в 31 выстрел. В суматохе в пушках боевые заряды, положенные по тревоге, не были заменены на холостые. Прежде, чем спохватились, две боевые гранаты были выстрелены и поскакали, рикошетируя по поверхности воды, хорошо, что царский катер не пострадал. В результате артиллерийский офицер Опаровский был на неделю посажен под арест, а командиру корабля капитану 1 ранга Владимиру Николаевичу Брылкину задержано производство в контр-адмиралы.

Владимир Николаевич Брылкин
Владимир Николаевич Брылкин

Минный паровой катер. Они применялись во время русско-турецкой войны 1877-78 года. Катеров, специально построенных для этой цели было недостаточно, поэтому вооружали снятые с больших кораблей разъездные катера, и имя этих кораблей присваивалось и катеру. "Варяг" был один из них, участвовал в боевых действиях на Дунае, командовал им гардемарин Евгений Иванович Аренс. Одноцилиндровая машина мощностью 5 л.с., скорость против течения - 2-3 узла. Две мины с пороховыми зарядами от 3,3 кг до 24,6 кг крепились к шестам длиной 12 метров. Приблизившись к кораблю противника с помощью системы рычагов и талей шест выдвигался вперёд и опускался ниже уровня воды, чтобы пробоина была в подводной части. Взрыватель нажимной или с электрозапалом. Всё это зачастую под огнём стрелкового оружия с атакуемого корабля.

Биография Е.И. Аренса достойна отдельной большой статьи.

-4

В 1918 году он вступил в РККФ, умер в 1931 году в Ленинграде.

"Варяг" - заднеколёсный пароход с деревянным корпусом. Построен в 1906 году в г. Сретенске на реке Шилка для купца Г. П. Мошковича. Известная в тех местах личность, коплекс принадлежавших ему зданий является памятником архитектуры и градостроительства начала XX в. местного значения. Драматические события развернулись в сентябре 1918 году, когда началось наступление японцев и белогвардейцев на Благовещенск. Части Красной Армии оказались в окружении. Командование приняло решение прорваться в горы. "Варяг", имея на борту много раненых, поднял флаг Красного Креста и двинулся вверх по реке, пытаясь выйти из окружения. Но, несмотря на флаг, японцы начали обстрел парохода. Начались пожары. Попытка прорыва не удалась. "Варяг" после неравного боя вынужден был отступить и уйти к китайскому берегу, где впоследствии был захвачен китайской стороной и передан белым. Дальнейшая судьба судна неизвестна.

Буксиры "Варяги". Линкор "Полтава" за всю свою жизнь участия в боевых действиях не принимал, но одно судно таки утопил. И это был буксир "Варяг", занимавшийся перешвартовкой линкора зимой 1917 года в Гельсингфорсе. Буксирный конец не был ещё отдан, когда "Полтава" дала ход. Много ли маленькому буксиру, хотя и с таким героическим именем надо? Одного рывка оказалось достаточно, чтобы он перевернулся и тут же пошёл ко дну. Погибла вся его команда. По иронии судьбы линкором в тот момент командовал бывший старший артиллерийский офицер крейсера "Варяг" капитан 1 ранга С. Зарубаев.

-5

После революции занимал ряд высоких должностей в РККФ. Расстрелян ВЧК в 1921 году.

Другой буксир "Варяг" проекта Т-63М был построен в 1965 году. Именно его фото я не нашёл, но вот снимок однотипного, я бы его даже буксирчиком назвал:

-6

Этот "Варяг" имеет порт приписки в Вологде.

Следующий, тоже небольшой буксир, достался в своё время Казахстану. И хотя город Гурьев превратился в Актау, но "Варяг" своё имя сохранил. Правда, в 2017 году притонул.

-7

Причиной оказалась левая забортная арматура, установленная во время ремонта. Хочется жыж подешевле... В принципе ничего катастрофического, заменят и старичок ещё поработает.

Но вернёмся к боевым кораблям. После корвета следующим "Варягом" был прославленный крейсер. По большому счёту, судьба его была несчастлива. Всё это описано тысячу раз.

О первом советском "Варяге" я написал выше, но свой "Варяг" был и у белогвардейцев. Так назвали бронированный моторный катер в составе деникинской Средне-Днепровской флотилии. Ничего хоть сколько-нибудь заметного он не совершил.

Следующий советский "Варяг" был строящийся артиллерийский крейсер типа "Свердлов". Но наступало время ракетного оружия и крейсер разобрали, не достроив. А имя перешло к ракетному крейсеру пректа 58, первоначально называвшегося "Сообразительный".

Красавцы-корабли:

-8

Этому "Варягу" выпала славная судьба. За свою четвертьвековую службу крейсер прошел свыше 191 232 морских миль. Двенадцать раз был отличным кораблем, завоевывая это звание пять раз подряд. Он был исключён из состава ВМФ 19 апреля 1990 года.

В это время в Николаеве достраивался ТАВКР "Рига". С распадом СССР это имя стало бессмысленным (да лично я и при СССР так бы его не назвал). Корабль был перенаречён и получил им "Варяг". Но у Украины возможностей достроить его не было, а в России в это время делили и пилили всё, что возможно, какие там авианосцы? Тут интересный опять же момент. До 1993, года, когда произошёл окончательный раздел, Черноморский флот был общим и продолжал нести советский флаг, я и сам уходил в запас весной 1992-го под его сенью над нашим Управлением.

Но, оказывается, уже за год до раздела Украина искала покупателей на "Варяга". Сюй Цзэнпин, бывший военный моряк и звезда китайского армейского баскетбола, ставший крупным бизнесменом, вспоминал:

«Я был выбран для этой сделки. И я понял, что миссия невыполнима, потому что покупка авианосца — это дело, которым должно заниматься государство, а не какая-то компания или отдельный человек, — сказал Сюй. — Но азарт подталкивал меня к тому, чтобы взяться за эту задачу. Для Китая это был шанс на миллион: купить новый авианосец у верфи, находящейся на грани банкротства».

После нескольких дней беспробудной пьянки представители завода и чиновники согласились продать корабль — и, что важнее всего, сопутствующие чертежи и техническую документацию — за бросовую цену в 20 миллионов долларов. Стороны пожали руки, Сюй стал готовить перевод денег.

Сорок тонн чертежей и сопроводительной документации упаковали в восемь грузовиков и отправили в Китай. Азиатский финансовый кризис привел к тому, что на сбор средств у китайского бизнесмена ушел еще один год. Последний платеж, включивший в себя штраф в 10 миллионов долларов за просрочку платежа, был переведен судостроителям 30 апреля 1999 года.

Опять небольшое отступление. Условием сделки было то, что корабль будет превращён в плавучее казино, а не в боевую единицу. Ха-ха-ха!

А нахрен вы тогда столько документации передавали?

Так "Варяг" уходил от нас:

-9

А так под названием "Ляонин" ( 'спокойная провинция на реке Ляо') он выглядит сейчас:

-10

Настоящее плавучее казино, а как же. И в качестве вишенки на торте: эта провинция - как раз те места, где находится Порт-Артур, Дальний. Китайцы - мастера тонких намёков. А может и насмешек, кому как нравится.

Следующий "Варяг", находящийся в строю и сегодня, был раньше "Червоной Украиной". В создавшихся условиях сохранять это название было бы довольно странно. 21 декабря 1995 года корабль получил новое имя и звание гвардейского.

-11

Находится в строю с 25 декабря 1989 года. Не мальчик уже, прямо скажем. Появится ли наследник славного имени, и когда - посмотрим.

Полный каталог статей журнала здесь