Найти в Дзене
Взгляд историка

Почему на Руси не было своих латных доспехов

Здравствуй, дорогой читатель!

Полный латный доспех в нашем представлении всегда являлся своеобразной кульминацией Средневековья. Сама суть рыцаря - главного героя эпохи - заключалась в образе брутальной стальной статуи, непробиваемой и несокрушимой.

Такими представляются благородные сеньоры Франции, Англии, Германских земель, а что же Русь? Для русской культуры и истории вообще не характерно понятие "рыцарь", мы привыкли к другим определениям по отношению к нашим воинам: ратник, витязь, дружинник, в фольклоре - богатырь. Но так ли сильно отличались русские воины от своих европейских коллег?

Первое, на что следует обратить внимание, это на то, как было устроено общество русского и европейских государств. Конечно же, местная специфика везде накладывала свои отпечатки, но по сути и Русь, и Европа являлись феодальными государствами, в которых основным типом общественных отношений была вассальная зависимость.

В образовательных программах у нас всегда "феодальная лестница" изучалась на примере стран Западной Европы. На вершине стоял король, на ступень ниже герцоги и графы, ниже их - бароны, далее более низкие в социальном плане рыцари, а у основания податное население - крестьяне. Что же было в нашей стране?

На Руси был великий киевский, позже владимирский князь, за которым формально было закреплено старшинство над всеми остальными. Среди отдельных князей также выстраивалась иерархия - властители более крупных княжеств подчиняли себе более мелких, сначала это заключалось в признании "старшинства", закреплялось крестным целованием, а к XIV в. уже оформилась отдельная категория служилых князей.

На более низкой ступени феодальной лестницы стояли владельцы вотчин и поместий: бояре и менее родовитые служилые люди. Изначально они постоянно находились при князе, служили ему и жили за его счет, позже, с формированием системы кормлений, стали сами обеспечивать себя с данной князем земли, но не перестали быть обязанными своему сюзерену военной службой.

Таким образом, мы видим, что если не по форме, то по содержанию на Руси были свои функциональные аналоги европейских рыцарей. Но почему же у них было столь разное боевое снаряжение? И вообще, действительно ли оно так сильно отличалось?

Во всей Европе еще со времен Рима основой защитного снаряжения являлась кольчуга в разных ее проявлениях: с длинным или коротким рукавом, длиной до колен или до пояса, с капюшоном или без него. С конца IX в. входит в употребление гамбезон - поддоспешная одежда, набитая шерстью или паклей и амортизирующая удары.

С конца XII - нач. XIII вв. начинается ношение плащей-сюрко поверх кольчуги, плащи эти так же были различных фасонов и расцветок, с нашитыми гербами, но вместе с этим несли и утилитарную функцию - защищали кольчугу от влаги и пыли, не давали ей сильно нагреваться на солнце.

Вплоть до XIII в. европейские рыцари использовали сфероконические шлемы с наносниками, иногда с лицевыми пластинами. В западной историографии шлем так и называется - "шлем с наносником" или "назальный шлем", в отечественной традиции такие наголовья получили название "норманнских шлемов".

То есть в первые крестовые походы европейцы ходили вовсе не закованными в сталь. И герои романов Вальтера Скотта о рыцаре Айвенго носили кольчугу с плащом и, скорее всего, шлем с наносником. Таким образом, мы видим, что как минимум до XIII в. тяжесть вооружения западных и русских воинов была вполне сопоставима.

Касаемо тактики боя, как на Руси, так и в Европе тяжелая конница использовалась для нанесения лобового таранного удара по врагу. Столкновение с ударом копьями на полном скаку представляло собой серьезную проверку на прочность, поэтому защищенность доспехами со временем продолжала возрастать.

В Европе этому способствовало развитие технологий, позволявших изготавливать более сложные предметы из металла, и действительно, мы наблюдаем процесс утяжеления европейского доспеха.

В XIII в. назальные шлемы сменились "топфхельмами" - тяжелыми шлемами закрытого типа. Тогда же в XIII в. в употребление входит бригантинный доспех - металлические пластины, наклепанные на суконное или льняное основание. Надевались они, как правило, поверх кольчуги.

На протяжении XIV в. происходит процесс утяжеления бригантины, оснащения ее все более крупными пластинами, который завершится к началу XV в. появлением стальной кирасы - одного из важнейших компонентов латного доспеха. Так же к XV в. появляются и входят в употребление цельнометаллические элементы защиты ног и рук.

В XIV в. заканчивается недолгий век топфхельмов. Хорошо защищающий, но громоздкий и неповоротливый "глухой" шлем вытесняется бацинетом - сфероконическим шлемом с заостренным верхом, который имел поднимающееся забрало. Уделом же топфхельмов остаются рыцарские турниры, где со временем они эволюционируют до штеххельмов.

В кон. XIV - начале XV вв. на смену бацинетам приходят салады, отличающиеся огромным количеством разновидностей: более или менее глубокие, открытые, либо с забралом, с различными формами назатыльника, и вследствие этого доступные как богатым феодалам, так и пехоте.

Ну а вершиной доспешного защитного снаряжения становятся в XV-XVI вв. шлемы армэ (арметы), сферической формы, с двойным забралом, дающие отличную защиту как в копейной сшибке, так и в рукопашном бою.

Русь, тем временем, в XIII в. подвергается разорению монголо-татарскими ордами и попадает в экономическую и политическую зависимость. Главным свидетельством упадка является то, что каменное строительство прекратилось более чем на 50 лет, соответственно, ни о каком развитии кузнечных технологий также речи идти не может.

Другой, даже более существенной, чем отсутствие мастеров, причиной, является целесообразность военного снаряжения. Поскольку Русь всегда граничила со степью и постоянно противостояла кочевникам, русским воинам было жизненно необходимо сохранять мобильность и обзор - решение надеть топфхельм стало бы фатальным в поле, в окружении сотен степных лучников.

Однако движение в русле общеевропейской тенденции утяжеления не покинуло русское военное дело насовсем. После 1252 г. попытки бросить открытый вызов Орде с нашей стороны прекратились, на ближайшие 110-120 лет возросла актуальность боев князей друг с другом и с западными соседями.

На протяжении XIII-XIV вв. появляются шлемы с масками-личинами и бармицами, защищающими лицо, шею и плечи. Появляются комбинированные виды доспехов: чешуи и пластины крепятся не на кожаную или тканевую основу, как это было на бригантинных доспехах, а на кольчугу.

К моменту Куликовской битвы русское войско все так же имело своей основой тяжелую конницу, которая должна была наносить первый и основной удар всей битвы - фронтальный таран строя противника.

Самое интересное начинается в XV в., именно тогда в Европе, как мы выяснили выше, входят в употребление латные доспехи. Русь же кардинально меняет направление развития своего военного дела, переориентируясь с запада на восток. Именно тогда, при Иване III, происходит процесс, который позже будет назван "ориентализацией русского войска".

Новая эпоха ставила новые задачи. После распада Золотой Орды в XV в. сошла на нет опасность масштабного нападения огромного степного войска, как это было при Батые или Тохтамыше, но набеги различных, уже не таких многочисленных татарских отрядов представляли серьезную опасность - даже 500 всадников, упущенных и не перехваченных, могли нанести очень значительный ущерб.

А самое главное - оборонять от них приходилось уже гораздо более протяженную границу, XV в. - время складывания единого русского государства под руководством Москвы, тогда в ведении московского князя и оказался целый Окский рубеж, который необходимо было укрепить и снабдить мобильными военными контингентами.

Княжеский двор в старом его понимании уже не мог справиться с такими задачами. Возникла объективная потребность в создании большого постоянного войска.

Возможности для решения этой задачи искать следовало в экономике, которая тоже значительно изменилась. От татарских нападений страдало в первую очередь русское крестьянское население. Деревни, расположенные возле рек, где было удобно использовать естественное орошение земли, подверглись тотальному разгрому, и в будущем многие из них уже никогда не возродились.

-7

Многие крестьяне покидали речные террасы и переселялись на водоразделы, холмистые и лесистые местности, менее доступные для татарской конницы. Большая территория и плодородные дерново-подзолистые почвы позволили начать переход к трехпольной системе севооборота, что значительно увеличило продуктивность сельского хозяйства, позволило накапливать больше прибавочного продукта с единицы площади.

Плюсом к этому, как уже говорилось выше, русские земли собирались в единое государство, присоединялись новые уделы, а в 1478 году было покорено целое Новгородское княжество. С расширением земельного фонда появилась возможность сажать служилых людей на землю, отдавать им в "кормление" села и деревни, с дохода от которых воины должны были снаряжаться сами и снаряжать своих боевых слуг.

Однако российские реалии редко способствовали обогащению своих первых помещиков: холодный климат, невысокая плодородность земель, небольшое для такой территории население, неразвитая инфраструктура приводили к тому, что дорогие пластинчатые доспехи были доступны очень немногим.

Хотя большая часть воинов защищалась кольчатыми доспехами, панцирями, плетеными из плоских колец и более легкими, чем кольчуги, а также легкими железными шлемами, в широком обиходе оказываются такие разновидности военного снаряжения, как тегиляй и бумажная шапка.

Первое представляло собой простеганный кафтан из сукна с высоким стоячим воротником и короткими рукавами, второе - стеганная шапка на вате или пуху, с толстой хлопчатобумажной или пеньковой подкладкой. Такой "доспех" не защитит от копья или меча, но вполне сдержит летящую стрелу - с этим связано изменение тактики боя русского войска в целом.

Основным оружием вместо копья становятся лук и стрелы, поместная конница уже не таранит строй врага, завязывая рукопашную схватку - ее использование предусматривает мобильный дистанционный бой. Отряды конных лучников старались максимально измотать врага наездами и обстрелами, не подпуская его к себе. Соответственно, нежелательными для московских воевод становятся и "генеральные сражения", обычно решавшие исход кампании в европейских войнах.

Такой тип боя в совокупности с применяемым вооружением больше не требовал дорогих боевых коней европейских пород, появилась возможность перейти на дешевых и выносливых степных лошадей. Для сравнения, в XVI в. татарская лошадь стоила от полутора рублей, а конь восточной или европейской породы, годный для тяжёлого всадника, — восемь и более рублей.

Во всем описанном выше нетрудно увидеть аналог степного татаро-монгольского войска, нашего недавнего врага, и их преемников - татарских ханств, на которые распалась Золотая Орда. Русскому военному делу пришлось адаптироваться к такому соседству, чтобы выживать и оставаться конкурентоспособной силой.

Художник - А.Ю. Аверьянов
Художник - А.Ю. Аверьянов

Так, например, говорил о нашем войске московский дипломат при миланском дворе Георг Перкамота в 1486 г.: "воины Ивана III во время войны пользуются лёгкими панцирями, какие употребляют мамелюки султана". Не случайно и русские названия многих разновидностей кольчато-пластинчатых доспехов имеют восточные корни: бехтерец - от монгольского "бэктер" - панцирь, кольчуга, или от аналогичного персидского "бегтер"; юшман - изначально турецкий и персидский доспех, перенятый монголо-татарами и называемый "юшан", "юмшан".

Таким образом, Российское государство при Иване III получило довольно многочисленное, адекватное своему времени войско, которое не было заковано в блестящие латы, но соответствовало российским экономическим и политическим реалиям. Именно поместное войско завершит процесс собирания русских земель, выдержит противостояние с Речью Посполитой и прослужит России вплоть до реформ Петра I.

Подписывайтесь на канал, если статья была интересной!

Читайте также:

Воевода Боброк-Волынский, герой Куликовской битвы с неоднозначной биографией
Кампания рижского епископа Альберта Зуербеера против Пскова и ее грандиозный провал, 1253 г.
Как сложилась судьба дочери Александра Васильевича Суворова и ее потомков