На Урале можно встретить множество примеров того, как человек кардинально меняет окружающую его природу. Многочисленные карьеры и рукотворные горы-терриконы из пустой породы, заводские пруды и осушенные болота – всё это наглядные свидетельства того, как мы отвоёвываем богатства земных недр. Город Асбест в Свердловской области и Баженовское месторождение хризотил-асбеста – наглядный тому пример.
Еще сто лет назад здесь были непроходимые болота, перемежающиеся редкими увалами и тихими лесными озёрами. Места здесь и по нынешним меркам глухие, а уж тогда были и вовсе глухоманью. Лишь лесные заимки углежогов да балаганы охотников за рассыпным золотом нарушали тишину уральской тайги.
Всё изменилось в 1885 году, когда землемер-топограф Алексей Ладыженский при выполнении работ по разбивке участков для разработки рассыпного золота на речке Грязнушке обнаружил здесь поверхностные выходы хризотил-асбеста. Он показал образцы минералов инженеру путей сообщения Малевинскому, работавшему на постройке Пермской железной дороги в районе деревни Баженовой – а уж тот сообщил о находке горному начальству.
Местное население и раньше знало о природных богатствах. Не зря в то время заболоченная местность вокруг Щучьего озера носила название Кудельного болота. Почему Кудельного? Среди простого народа асбест в XIX веке называли каменной куделью, а еще – горным льном, за внешнее сходство с льняными волокнами, приготовленными для прядения. Как у знаменитого Бажова в рассказе "Шелковая горка":
Стал тут перебирать камешки, а Марфуша подошла. Занятно показалось. Поколотишь с уголка, а он и распушится - куделя куделей. Марфуша, как она с малых лет привыкла с нитками обходиться, попробовала прясть, да не скручиваются эти волоконца.
Но до 1885 года никому до местного асбеста дела не было. Находка Ладыженского удачно совпала с ростом промышленной потребности в асбесте. К 1889 году здесь были зарегистрированы несколько приисков и основан посёлок Куделька. Вскоре прииски выкупил барон де Сукантон и в 1897 году открыл на них первую российскую асбестообогатительную фабрику.
Впрочем, фабрика – название слишком громкое. Работы на приисках велись с помощью кайла и лопаты, породу перевозили на тачках и таскали в носилках. Добытый асбест просеивали через сито и сортировали вручную по длине волокна. Готовую продукцию вывозили на ближайшую железнодорожную станцию Баженово на телегах.
Перед Первой мировой войной Куделька ежегодно поставляла на рынок больше 20 тысяч тонн асбеста. Сырье находило применение не только в Российской Империи – экспортировалось в Германию, Австрию, Англию и Японию.
Революционные потрясения и Гражданская война миновали Кудельку стороной. При советской власти рабочий посёлок был переименован в Асбест. В 1933 году он получил статус города. Разработка месторождения ширилась не по дням, а по часам. Озеро Щучье, оказавшееся в самом центре разработок, осушили и вскоре превратили в огромный карьер. Другое близлежащее озеро – Талицкое – полностью завалили отвалами пустой породы. Вскоре и самому городу пришлось потесниться: карьер буквально разрезал его на две части. Пришлось снести часть жилой и промышленной застройки.
Сейчас Баженовское месторождение хризотил-асбеста является богатейшим в мире по разведанным запасам – по самым скромным оценкам они составляют около 70 миллионов тонн. При нынешнем уровне добычи этих запасов хватит еще на сто лет. Основной карьер поражает воображение своими размерами: его длина составляет более 11 километров, ширина – около 2 километров, глубина – 400 метров, высота внешних отвалов – до 125 метров. Предприятие добывает 20% всего хризотила в мире и 45% – в России.
Как и все монопрофильные маленькие города, для приезжего Асбест выглядит довольно уныло, особенно если гулять вблизи карьера, а не по центру города. Промышленные постройки разной степени сохранности, груды ржавого металла и остатки различных бетонных конструкций, настоящий лабиринт из переплетения технологических грунтовых дорог и железнодорожных веток. Если ещё и с погодой не повезет, пейзаж будет и вовсе унылым до крайности. Но сам карьер, входящий в десятку самых масштабных открытых выработок в России, неизменно привлекает туристов и любителей необычных пейзажей.
Погуляв немного среди отвалов, каждый может взять на память несколько образцов интересных минералов, среди которых не только хризотил, но и, к примеру, очень красивые серпентиниты. Только во время прогулок не стоит забывать об элементарных правилах безопасности. Категорически не рекомендуется подниматься на рукотворные горы пустой породы: все камни здесь подвижны, поэтому любой неосторожный шаг может вызвать каменную осыпь.
Если вы любите техногенные пейзажи или просто хотите увидеть собственными глазами, насколько масштабным может быть современное горнодобывающее производство, Асбест – определенно то место, которое вам непременно стоит посетить.