За последние восемь лет ВВП России вырос на 6%. В среднем по миру этот показатель составил 35%, ВВП развивающихся стран вырос на 55%, показатели развитых стран, несмотря на низкие темпы роста, увеличились на 13%, что также выше, чем в России.
Страна продолжает терять ключевые позиции во всех отраслях мировой экономики. По статистике Института экономики роста, основанной на данных ФНС, российская экономика потеряла 6,8 млн рабочих мест за несколько последних лет, это число увеличится из-за коронавируса и снижения добычи нефти. К таким результатам привела экономическая политика, которая реализовывалась в последние годы. Ее основной задачей является обеспечение макроэкономической, финансовой и социальной стабильности. Такой подход не нацелен на создание стимулов экономического роста.
Если не изменить текущую финансовую и экономическую политику, неизбежны серьезные риски, связанные с нестабильными ценами на энергоресурсы. России до сих пор не удалось избавиться от нефтяной зависимости от металлического и энергетического экспорта. Российская экономика уже не реагирует ростом даже на повышение цены на нефть, а ее упадок может создать серьезную брешь.
Становится очевидно, что риск ничегонеделания в экономике сегодня выше, чем риски проведения необходимых реформ. Игнорирование проблем в данной сфере и перевод глаз на укрепление внутренних сил и переписывания Конституции вызывает огромное волнение, не только среди бизнеса, но и среди рядовых граждан.
Что делать? Во-первых, для выработки стратегического плана важно опираться на международный опыт: создавать рабочие группы, штаб реформ, который должен в первую очередь объединить все задействованные ведомства в целях создания стратегии. Необходимо создать аналитический и статистический аппарат для того, чтобы четко оценивать big data, которые уже сегодня есть в российской экономике и которые требуют систематизации и анализа, заниматься стратегическим планированием. Целью этих мер является выработка решений в области макроэкономики и промышленной политики, то есть микроэкономики и институциональных реформ.
Второе. Важно подчеркнуть, что новая экономическая политика должна быть направлена на активную работу со стороны государства по стимулированию инвестиций. Необходимы решения, которые включают в себя целый набор мер и инструментов по стимулированию инвестиционной политики, политики российского варианта количественного смягчения, снижения налоговых взысканий с бизнеса для достижения оптимального иностранного инвестирования. Необходимость реализации подобных мер, направленных на рост экономики, подтверждается опытом других стран. Россия сегодня отстаивает устаревшие взгляды на приоритет сохранения стабильности как главного направления макроэкономической политики.
Второй стратегии нет. Модернизация текущей политики, которую предлагают эксперты ЦСР под руководством Алексея Кудрина, не сможет существенно изменить текущую ситуацию. Это набор институциональных изменений, которые не отвечают на важные для населения и бизнеса вопросы: каковы будут налоги, какие будут тарифы, какие будут процентные ставки по кредитам?
Все возможно. Осталось только начать делать.