Найти тему
Юлия Харитонова

Что должно быть в вашем отделе продаж, чтобы выйти из кризиса победителем? Чек-лист чемпионов продаж. Часть 1

Оглавление

Я вижу, что все предприниматели разделились на 2 типа. Первые ушли в пассивный режим, затаились и ждут чего-то. Таким, к сожалению, скорей всего не выжить в кризис. И вторые, кто увидел в карантине долгожданную возможность навести порядок в своем бизнесе, прокачать продажи и бомбануть как только жизнь начнет оживать.

Эта статья для вторых. Я решила расписать для вас чек-лист по усилению ваших продаж и наведению долгожданного порядка.

Именно с такими предпринимателями я сейчас активно работаю. И я вижу как проактивные предприниматели, которых я консультирую, продолжают работать и растут вопреки кризису. Они уже создали себе классный фундамент для продаж как только рынок оживет. А еще минимум 2 недели карантина есть - столько всего можно сделать!

За 3 года в консалтинге я так или иначе увидела уже более 100 различных бизнесов в самых разных нишах – от косметики до дорогущих башенных кранов. Но везде я вижу совершенно типичные ошибки, каждая из которых может вас погубить в кризис! Поехали!

Клиентская база. Что у вас должно быть:

  1. Она должна быть собрана в единое целое (в идеале в СРМ-системе – про это отдельно)
  2. Она должна быть категорирована и четко распределена по менеджерам
  3. Если у вас регулярные поставки клиентам, то должны быть не просто категории, а ABCXYZ анализ
  4. Менеджеры должны тратить 80% своего времени на клиентов категории ВИП и А (либо AX AY BX при ABCXYZ анализе)
  5. Должна быть выстроена работа с клиентами-отказниками
  6. Если ваша база клиентов конечна, то у вас должен быть четкий план контактов по каждой категории клиентов для менеджеров
  7. Вы должны четко замерять свою долю в клиенте и ставить менеджерам задачу и KPI на увеличение доли
  8. При ограниченной клиентской базе у вас должен быть четкий план продаж, расписанный по шагам для каждого из менеджеров
  9. При неограниченной клиентской базе также должен быть план продаж с учетом объема лидогенерации и конверсий
  10. Вы должны еженедельно разбирать клиентов в формате Пайплайн с каждым из менеджеров
  11. Вы должны стимулировать клиентов на повторные продажи – более 50% клиентов после первого обращения должны у вас совершать повторные заказы
  12. У вас должны быть продумана система лояльности для клиентов, чтобы вовлекать их в процесс продажи

СРМ-система. Какие принципы важны

-2
  1. Во-первых, она у вас должна быть! Все, без этого дальнейшая работа просто невозможна
  2. Во-вторых, она должна быть корректно настроена. Я повидала столько неправильно настроенных воронок продаж, что ужас просто. Про это вы можете почитать в моей отдельной статье про воронку продаж
  3. Не должно быть сделок без задач и с просроченными задачами
  4. Должны быть четкие правила для менеджеров по продажам как правильно работать в СРМ-системе
  5. Зарплата выплачивается только по корректно-оформленным сделкам в срм-системе
  6. У вас должен быть четко определен КЭВ (ключевой этап воронки продаж) и выделен отдельным этапом в СРМ-системе
  7. СРМ должна быть настроена таким образом, чтобы вы могли отслеживать эффективность работы вашего отдела продаж и оперативно видеть узкое горлышко в воронке продаж
  8. Менеджеры должны видеть из СРМ-системы самых горячих и перспективных клиентов и в первую очередь заниматься ими
  9. Все каналы коммуникации у вас должны быть подключены в СРМ-систему
  10. На каждом этапе воронки продаж у вас должны быть обязательные поля для заполнения менеджерами
  11. Вы должны четко регламентировать скорость обработки заявок в АМОсрм
  12. У вас должна быть простая инструкция и обучающее видео для новых сотрудников
  13. Все, что можно автоматизировать чат-ботом должно быть автоматизировано

Нормативы и точки контроля в отделе продаж

-3
  1. У вас должна быть рассчитана декомпозиция и на основании нее определены нормативы отдела продаж с учетом ваших конверсий
  2. На основании декомпозиции должен быть составлен обоснованный план продаж
  3. План продаж должен быть разделен между менеджерами и доведен до их сведения
  4. Ежедневно менеджеры должны заполнять отчет по нормативам за сегодняшний день
  5. Ежедневно утром должна проводиться планерка в отделе продаж на 10-15 минут
  6. Помимо утренней планерки в течение дня должны быть чек-поинты промежуточного контроля за показателями менеджеров
  7. Еженедельно должно проводиться расширенные совещания отдела продаж на 15-30 минут

Структура отдела продаж

  1. У вас должно быть четкое разделение по функциям в отделе продаж – телемаркетологи гонят лиды, хантеры дожимают новых клиентов, фермеры аккаунтят текущих и допродают им, ассистенты или автоматизация в СРМ снимают документальную рутину с менеджеров (надо про это все отдельную статью написать?)
  2. В вашем отделе продаж должно быть не более 7 человек. Если больше, то делите отдел на 2 на каждый ставьте РОПа (руководителя отдела продаж)
  3. В отделе продаж обязательно должен быть РОП. Даже если у вас всего 2 менеджера. Либо собственник должен полноценно выполнять роль РОПа
  4. Забудьте уже про менеджеров-универсалов, их эра прошла. Давно доказано еще Стахановым, что разделение труда как минимум удваивает результат

Скрипты и обучение сотрудников

  1. Вы должны минимум 2 раза в год обучать ваших сотрудников у профессиональных тренеров, при чем тренеров желательно менять. А в кризис обучать надо в 2 раза чаще
  2. Еженедельно устраивайте миниобучения внутри отдела продаж
  3. Ежедневно на планерках разбирайте лучшие звонки
  4. Создайте чат – лучший звонок, пусть менеджеры каждый день скидывают туда свои звонки, слушают и самообучаются
  5. Оцифровывайте звонки лучших менеджеров и внедряйте рабочие фразы на других продавцов
  6. Купите доступ к он-лайн обучениям по продажам и впишите их в план развития менеджеров (можно это сделать у нас кстати ;)
  7. Заведите библиотеку по продажам и включите эти книги также в план развития менеджеров (в ближайших статьях сделаю вам подборку таких книг)
  8. Разработайте или закажите профессиональный скрипт продаж для отдела, это сильно упростит жизнь ваших продавцов и минимум на 30% увеличит прибыль компании в месяц (я и моя команда вам в помощь при желании)

Завтра выложу продолжение чек-листа. Вас ждут еще 45 увлекательных пунктов!

Если статья была полезна, поставьте, пожалуйста лайк и поделитесь в соцсетях, чтобы еще больше людей встали на пусть систематизации продаж у себя в компании!