Найти в Дзене

Сказание о Мамаевом побоище - басня?

Оглавление

Михаил Шаньков. Засадный полк
Михаил Шаньков. Засадный полк

Вот уже, как минимум, 7 лет по просторам Рунета гуляют многочисленные видео лекций и бесед одного из популяризаторов исторической науки, российского источниковеда Игоря Данилевского.

Особенно большой интерес вызывают у интернет-аудитории его рассуждения об источниках научных знаний по истории Древней Руси. В некоторых своих выступлениях он упоминает и «Сказание о Мамаевом побоище» (часто его называют просто «Сказание»), правда, только в качестве наглядного примера того, что нельзя считать историческими источниками. По его словам, данное произведение – не более чем очень поздний (с полуторавековым запозданием) литературно-художественный вымысел, и судить по нему о таком явлении, как Куликовская битва, нельзя.

-2

Это своё утверждение И.Данилевский выдаёт за точку зрения всей российской исторической науки, между тем, дело обстоит далеко не так. Среди российских учёных существовали и существуют носители и других мнений. В частности, один из лучших знатоков древнерусской литературы А.А.Шахматов (на которого ссылается во многих случаях и сам И.Данилевский) оценивал «Сказание» прямо противоположным образом. Он считал, что среди имеющихся сегодня очень похожих ранних произведений о Куликовской битве (все списки «Сказания» и «Задонщины») нет такого, которое можно считать первоисточником для всех остальных, из чего следует, что этот первоисточник до нас не дошёл. Шахматов предполагал, что он назывался «Слово о Мамаевом побоище» (по аналогии со «Словом о полку Игореве», «Словом о погибели Русской земли» и др.), и был написан по ещё свежим следам битвы.

Юрий Ракша. Триптих Поле Куликово
Юрий Ракша. Триптих Поле Куликово

Конечно, сегодня точку зрения Шахматова (и подобные ей) разделяет очень небольшая часть источниковедов. Однако в науке правильность той или иной идеи определяет не большинство, а соответствие истине. В своё время, о том, что земля вращается вокруг солнца, тоже говорили очень немногие из учёных, но правы оказались именно они, а не большинство.

Причиной, почему их мнение о раннем происхождении «Сказания» было отвергнуто большинством, является наличие в нём трёх явных анахронизмов:

1. Литовский князь, союзник Мамая, назван Ольгердом, хотя тот умер за два года до Куликовской битвы, а правил в Литве уже его сын Ягайло.

Ягайло
Ягайло

2. Митрополитом, благословившим Дмитрия в Москве на битву с Мамаем, назван Киприан, хотя в 1380 году он находился в Киеве.

3. Сказано, что уходя на битву из Москвы, князь Дмитрий молился на икону Владимирской богоматери, хотя известно, что эта икона была доставлена в Москву только в 1395 году.

Е.Данилевский. К полю Куликову
Е.Данилевский. К полю Куликову

Между тем, сторонники Шахматова приводят убедительные объяснения этих несоответствий:

Один из самых ранних списков «Сказания» датируется не позднее, чем концом 15 века, поскольку он был включён в составленную тогда Вологодско-Пермскую летопись. В тот период ни один автор исторического произведения не допустил бы такой ошибки в именах литовских князей, так как об Ольгерде в московских летописях имелись достаточно подробные сведения (он трижды пытался взять Москву). И наоборот, спустя 20 - 30 лет после Куликовской битвы письменных сведений о её времени в распоряжении автора могло не быть (письмена московские и ряда ближайших городов сгорели при нашествии Тохтамыша в 1382 году), поэтому опираться он мог только на не очень надёжную память стариков-участников битвы.

Кроме того, ошибка могла быть допущена тогда намеренно, так как именно Ольгерд, а не Ягайло считался у современников Куликовской битвы притеснителем Москвы. Его неудача дополнительно усиливала в их сознании значение победы Руси. У следующих поколений такого пристрастного отношения к Ольгерду уже не было.

Так же объясняется и включение Киприана в «Сказание». Формально именно он являлся в то время митрополитом Московским, и его участие повышало значимость достигнутого успеха.

Павел Рыженко. Благословение Сергия
Павел Рыженко. Благословение Сергия

Не мог ошибиться автор, если бы он писал в конце 15-го или в 16-м веке, и в дате появления в Москве иконы Владимирской божьей матери. «Повесть о Темир-Аксаке», в которой это событие относилось к 1395 году, в связи с походом на Русь Тимура, была написана ещё в 1-й четверти 15-го столетия и существовала во множестве списков. Между тем, данная икона могла быть принесена в Москву и в 1380 году, в связи с нашествием Мамая, а затем эвакуирована оттуда обратно во Владимир после получения известия о внезапном появлении Тохтамыша в 1382. Сведений об этом не сохранилось, возможно, потому что Москва погибла тогда вместе с оставшимся в ней населением (князь, митрополит и их окружение успели её покинуть).

Таким образом, указанные анахронизмы свидетельствуют как раз о том, что первый вариант «Сказания о Мамаевом побоище» был написан не позже 1-й четверти 15-го века человеком, возможно, лично помнившим многие подробности, связанные с этим событием, и использовавшим воспоминания его непосредственных участников.

Позднее это произведение множество раз переписывалось и дополнялось другими свидетельствами очевидцев, выписками из иных произведений, а также вымышленными деталями.

Некоторые другие статьи автора:

Почему непопулярен норманизм?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/pochemu-nepopuliaren-normanizm-5e8bcae4e4ab702789ae7ce6

Как и зачем убивают нашу историю?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/kak-i-zachem-ubivaiut-nashu-istoriiu-5e8adb4a47d6d36af987c80b

Кто придумал Русь-Украину?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/kto-pridumal-rusukrainu-5e8da9256fbb7e67a1d905de

Русь начальная. Часть 1. Словене: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/rus-nachalnaia-chast-1-slovene-5e9406e2321d76669c56ee5d

Можно ли было сохранить Россию в 1917?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/mojno-li-bylo-sohranit-rossiiu-v-1917-5ecd1c84d235bb4423efe034

Если понравилась статья, поставьте лайк. Желающие посмотреть и другие мои статьи могут подписаться на данный канал.