Найти тему
Хроники Пруссии

«Черный» заградотряд: как эсэсовцы участвовали в обороне Кёнигсберга

В комментариях к публикации «ХП» о том, как немцы готовили Кёнигсберг к обороне, прозвучал вопрос о сводном отряде СС, который должен был расстреливать трусов, паникеров и вообще всех, кто вздумал бы покинуть свои позиции, убоявшись наступающих русских. Тема об эсэсовцах в составе гарнизона города-крепости и впрямь выглядела достойной того, чтобы попытаться осветить ее несколько подробнее.

По мнению ряда историков, охранные отряды – СС (от немецкого Schutze Staffel) Национал-социалистическая немецкая рабочая партия начала формировать еще в мае 1923 года. Однако изначально эти «охранники» входили в состав куда более мощных тогда СА, то бишь, штурмовых отрядов. Отдельной структурой эсэсовцы стали уже после прихода нацистов к власти, будучи в 1934 году переподчинены лично Гитлеру. К их прежней функции – охрана районных организаций НСДАП - прибавились новые задачи: СС принялись терроризировать те демократические организации, что еще не были окончательно разгромлены, и уверенно довели этот процесс до логического завершения.

Гитлер и Гиммлер обходят строй подразделения СС «Лейбштандарт».
Гитлер и Гиммлер обходят строй подразделения СС «Лейбштандарт».

Обычное подразделение СС насчитывало до сотни бойцов, вооруженных тогда лишь легким стрелковым оружием. Если же в команде собиралось намного больше народу, она получала статус подразделения «политической готовности» с полноценной военной структурой: отделения (ша́ры), взводы (труппы), роты (штурмы), батальоны (штурмабны), а позже и полки́ (штандарты). Но поначалу Гитлер не видел этих своих почитателей на фронте – который, к слову, тогда в принципе отсутствовал. Полноценным боевым крещением для эсэсовцев стала «Ночь длинных ножей», когда они приняли активнейшее участие в расправе над лидерами штурмовиков. Их старания высоко оценил один из нацистских бонз – Генрих Гиммлер, явившийся к фюреру с предложением создать на базе отрядов СС более крупные вооруженные формирования.

Гитлеру идея понравилась, и он даже пообещал передать для этого оружие, конфискованное у СА. А вот военные выступили категорически против, справедливо разглядев в доселе «вспомогательной полиции» опасных конкурентов. С генералами пока еще приходилось считаться, поэтому Адольф пошел на некоторые уступки. Договорились сформировать только три полка, которые должны были дислоцироваться раздельно и не иметь в своем составе артиллерии, а также инженерных подразделений. Для ведения военных действий они могли использоваться (исключительно в рамках рейхсвера) только с началом всеобщей мобилизации и с учетом внутриполитического положения страны. Предназначаясь для охраны важных объектов, патрулирования территории и борьбы с вражескими парашютистами.

Однако, готовясь к нападению на Польшу, 19 августа 1939 года главком сухопутных войск теперь уже вермахта направил инспектору спецподразделений СС согласованный с Гитлером приказ об их немедленном подчинении армии. Так что, в этой кампании эсэсовцы таки поучаствовали, заслужив довольно противоречивую репутацию.

Солдаты СС в бою.
Солдаты СС в бою.

Отмечая высокую готовность бойцов СС к самопожертвованию и стремление выполнить поставленные задачи, вермахт отмечал, что сплошь и рядом это оборачивалось чрезмерными потерями – куда более высокими, чем у сражавшихся рядом обычных армейских частей. Был сделан неутешительный вывод: эсэсовские солдаты оказались не готовы к действиям в составе дивизий, а офицеры не соответствовали требованиям, предъявляемым к руководителям подразделений в боевой обстановке.

«Офицеры вермахта столкнулись с тем, что фюреры войск СС так и не научились бережно относиться к вверенным им людям, - пишет немецкий историй Хайнц Хене в своей книге «Черный орден. История охранных отрядов». - Многие из них действовали, исходя из заученного в юнкерских школах тезиса: «высшая заповедь войск СС – нести смерть и принимать ее, если придется, мужественно». Войска СС несли такие потери, каких не знала армия».

В ответ командование спецподразделений СС выдвинуло претензии насчет плохого снабжения и откровенно недостаточной поддержки артиллерией и танками. Тогда военные предложили провести эксперимент, сформировав дивизию СС с тяжелым вооружением и тыловыми подразделениями. За первой дивизией последовала вторая, третья… К середине 1940-го в их рядах насчитывалось 100 тысяч человек, в конце 1941 года – 220 тысяч, еще через год – 330 тысяч, в конце 1943-го – 540 тысяч, а максимум был достигнут в конце 1944-го – 910 тысяч бойцов. Огромные потери на Восточном фронте привели к тому, что набирать в эсэсовцы исключительно уроженцев Рейха уже было невозможно, к ним добавили сначала «фольксдойчей», потом фламандских, голландских, датских и норвежских добровольцев, затем прибалтов, балканских мусульман и даже ненавистных славян. Хотя командный состав дивизий оставался, конечно же, немецким.

Все это время между вермахтом и частями «Ваффен СС» сохранялись достаточно натянутые отношения.

«…войска СС, чтобы, как говорится, утереть нос вермахту, первыми ввязывались в боевые действия, - отмечает Хене. - Существовало и мнение, что они являлись своеобразными надсмотрщиками за военными. Их подготовка и воспитание личного состава велись таким образом, чтобы подразделения войск СС были готовы в случае необходимости выступить даже против собственных вооруженных сил. Пленных они не брали, уничтожая все и вся».

Помимо фронтовых дивизий СС существовали т н. «общие СС» в виде территориальных структур – абшнитов, штандартов и оберабшнитов. Последние примерно соответствовали по своей численности армейской дивизии. По данным сайта «Подземелья Кёнигсберга», на территории Восточной Пруссии функционировали: 18-й штандарт непосредственно в Кёнигсберге, 60-й и 1-й кавалерийский - в Инстербурге (теперь Черняховск), 61-й в Алленштайне (сейчас польский Ольштын) , 66-й в Бартенштайне (Бартошице, Польша), 105-й в Мемеле (литовская Клайпеда), 115-й в Цихенау (Цеханув, Польша), 20-й кавалерийский в Тильзите (нынешний Советск). Что до «Ваффен СС», то их дивизии на территории современной Калининградской области не формировались и в боевых действиях не участвовали.

Парад отрядов СС и СА в Кёнигсберге. 1934 год.
Парад отрядов СС и СА в Кёнигсберге. 1934 год.

Таким образом, если сводный отряд эсэсовцев в осажденном Кёнигсберге и существовал, то состоял, скорее всего, из представителей «общих СС». Есть сведения о том, что в конце февраля 1945 года зампредседателя Государственного комитета обороны СССР Лаврентию Берия поступил секретный доклад от уполномоченного НКВД по 1-му Прибалтийскому фронту об обстановке в столице Восточной Пруссии. В частности, указывалось следующее:

«Гестапо и отрядами СС ежедневно арестовываются и расстреливаются сотни жителей за грабежи военных, продовольственных складов и требование у командования прекратить борьбу, объявить Кёнигсберг открытым городом или выпустить население на территорию, занятую Красной армией».
На месте штаб-квартиры кёнигсбергских СС теперь один из городских пустырей. Фото сайта «Подземелья Кёнигсберга».
На месте штаб-квартиры кёнигсбергских СС теперь один из городских пустырей. Фото сайта «Подземелья Кёнигсберга».

О том, существовал ли подобный документ в действительности, можно спорить, но то, что, по крайней мере, местные эсэсовцы в Кёнигсберге имелись, сомнению не подлежит.