Возможно ли в России, не смотря на ресурсное проклятие, развитие экономики западного типа?
С точки зрения экономистов, ресурсное проклятие - это не прямая зависимость от ресурсов, а предопределенность модели развития страны. В исследовании Ричарда Аути от 1993 года показывался удивительный факт. Рост цен на нефть в 70-80 годах привел к более быстрому экономическому росту в странах потребителях нефти, экспортеры росли в 4 раза медленнее, чем потребители. Уровень жизни населения в странах, богатых ресурсами, в эти года не вырос, а часто даже упал.
Голландская болезнь. Пол Кругман популяризировал данный термин. Это проблема, появившаяся в Нидерландах после открытия крупного месторождения газа, снабжавшего большую часть Европы. Суть проблемы в том, что из-за бурного роста одной из экспортных отраслей в страну притекает большое количество иностранной валюты. Неожиданный приток денег ведет к укреплению национальной валюты и снижению конкурентоспособности на глобальном рынке, а при падении стоимости сырьевых ресурсов неизбежен спад в экономике.
Как бороться с Голландской болезнью? Приток валюты от сырья необходимо стерилизовать путем накопления их в пенсионных фондах, как это делает Норвегия, а когда цены на сырьё падают накопленные деньги можно потратить на социальный сектор и гос. расходы.
Главная проблема ресурсного проклятия в создании политических и экономических институтов. Наличие ресурсов не плохо, а хорошо, Норвегия и Австралия тому пример. США производит больше нефти и газа, чем Россия, и никакого ресурсного проклятия там нет. Важно, что в этих странах развит несырьевой рынок и сфера услуг.
Ресурсное проклятие - это, в первую очередь, не экономическая проблема, а болезнь политических институтов.
Ресурсное проклятие - это не обреченность, а статистическая закономерность, и с ней можно бороться. В первую очередь созданием суверенных фондов (в России это фонд национального благосостояния). Вторая мера - диверсификация экономики. Третьей мерой является развитие человеческого капитала, сюда относится: производительность труда в широком смысле слова, роботизация производства, высокие технологии и, главное, образованная рабочая сила. Главным драйвером будет развитие несырьевых отраслей опережающими темпами.
Что делать России?
- Первое, прозрачность сырьевого сектора.
- Второе, конкуренция в сырьевых секторах. В монополии легко спрятать взятки и откаты в раздутые издержки. Конкуренция не меньше важна и в торговле ресурсами.
- Третье, деполитизировать сырьевой сектор.
Все вышеизложенные изменения приведут к экономическому росту и уходу от сырьевой зависимости.