Вопреки представлению о жадных миллиардерах, добывающих ископаемое топливо, которые лоббируют политиков ради благосклонности, теперь именно свободный рынок, а не правительства стран мира, делают все возможное для продвижения использования чистой возобновляемой энергии.
В самом базовом смысле, это больше не прибыльный бизнес-путь для инвестирования в источники с высоким уровнем выбросов углерода. Сегодня инвестиции в угольные проекты обходятся дороже - на всех мировых энергетических рынках - чем возобновляемые источники энергии. Всего через 10 лет строительство возобновляемых источников энергии будет дешевле, чем использование угольных энергоресурсов, а тем более строительство новых.
На сколько дороже? В настоящее время в отчете говорится, что стоимость эксплуатации и инвестиций в уголь - не в Европе, а в США, Индии и Китае - примерно на 50% дороже, чем возобновляемые источники энергии. К 2030 году это число удвоится до 100%, если предположить, что рыночные силы останутся постоянными, а не усилится, что они, вероятно, сделают.
«Рынок стимулирует переход на низкоуглеродную энергетику, но правительства не слушают», - пишет Мэтт Грей, соруководитель отдела энергетики и коммунального обслуживания Carbon Tracker и соавтор нового глобального экономического отчета об инвестициях в уголь, озаглавленного « Как растратить пол триллиона долларов».
«Возобновляемые источники энергии превосходят уголь по всему миру, и предлагаемые инвестиции в уголь могут стать неактивными активами, которые могут на десятилетия заблокировать дорогостоящую угольную энергетику».
Действительно, число стран, в которых дешевле инвестировать и эксплуатировать возобновляемые источники энергии, может вселить в кого-то оптимизм в отношении будущего, поскольку большинство слаборазвитых азиатских энергетических рынков, а также три крупнейших потребителя угля в мире сэкономят деньги на переходе на возобновляемые источники энергии. Согласно этой полезной инфографики из отчета.
Тем не менее, во многих из этих стран все еще есть проекты угольной энергетики, запланированные на национальном уровне, либо на ранних стадиях инвестирования, либо уже в стадии производства.
Как неоднократно демонстрируется государственным долгом правительства США, неработающий актив является управляемым для большинства стран, но невыносим для частной фирмы, которая не может занимать больше долларов в год, чем они вкладывают.
Это экономический термин для актива, такого как угольный завод, который перестанет приносить доход даже до конца его экономической жизни. Эти объекты с высоким уровнем выбросов углерода не только имеют низкую норму прибыли и открывают двери для рыночной конкуренции со стороны возобновляемых источников энергии, они также становятся более дорогостоящими для инвестиций, строительства и эксплуатации, чем для получения прибыли для этих инвесторов.
Именно поэтому экономические силы свободного рынка работают там, где многие правительства терпят неудачу; создание энергогенерирующих ресурсов стоит больших денег, и поскольку банки и финансовые учреждения являются крупнейшими спонсорами энергетических проектов, они просто не хотят финансировать проекты в области угольной энергетики, предпочитая вместо этого инвестировать в солнечные и ветровые ресурсы.
Вьетнам: парниковое правительство
Правительство Вьетнама в настоящее время рассматривает возможность отказа от 15 гигаватт предлагаемой мощности угля, поскольку финансовые ограничения затрудняют строительство новых заводов, что оно хочет сделать для ускорения экономического развития.
Предложенные проекты позволят выделить 50% производства энергии угольным электростанциям, но в результате завершения сделки она упадет до 37%, при этом другие, такие как гидроэлектростанция и газ, останутся стабильными, а возобновляемые источники энергии будут использованы для дешевого удовлетворения спроса и заполнить пробел в снабжении.
Большая часть национальных энергетических проектов финансируется инвесторами в других странах Восточной Азии, работающих на угле, таких как Япония и Южная Корея, а также крупнейшим кредитором Сингапура. Однако после недавнего согласования принципов со странами ЕС по ограничению угольного финансирования многие угольные проекты во Вьетнаме останутся в стагнации, и единственным вариантом для правительства будет либо завершить проекты на деньги налогоплательщиков, либо выслушать рыночные силы и перейти к более чистому производству энергии. ,
С другой стороны, гиганты частного сектора, такие как сэр Кристофер Хон, который является управляющим хедж-фондами и соучредителем Фонда детских инвестиций (CIFF), угрожали подать в суд на британские банки Barclays, Standard Chartered и HSBC за финансирование новые угольные проекты.
«Уголь является единственным крупнейшим источником выбросов парниковых газов в мире, и риски его дальнейшего использования в энергетическом секторе не рассматриваются должным образом регулирующими органами и финансовой системой», - сказал он в заявлении на веб-сайте CIFF.
Непреодолимые рыночные силы
Высокая цена на углерод и значительные инвестиции в возобновляемую энергетику создали крайне неблагоприятный рынок для угля в ЕС, в то время как «Как растратить пол триллиона долларов» обнаруживает, что сегодня даже крупные потребители угля, такие как Китай, Индия и США, на правильном пути и «не сильно отстает» от ЕС с точки зрения возобновляемых источников энергии.
«В отчете говорится, что рыночные силы вытеснят угольную энергетику на дерегулированных рынках, где разработчики возобновляемых источников энергии воспользуются растущим ценовым разрывом», - говорится в кратком отчете на веб-сайте Carbon Tracker.
Во всем мире 6700 угольных электростанций производят 2045 гигаватт энергии, и еще около 1000 ГВт, или около 500 гВт, находятся на ранних стадиях производства или инвестиций.
Поскольку стоимость инвестиций, производства и эксплуатации угольных электростанций продолжает расти, а рыночные силы толкают инвесторов все дальше и дальше к возобновляемым источникам энергии, сотни миллиардов долларов на энергетических рынках по всему миру станут доступными по более низкой цене, и уголь может стать в два раза дороже и начинают быстро исчезать - даже в крупных странах-потребителях угля, таких как Китай и Индия, всего за 20 лет.
В сообщении Reuters говорится, что в 2019 году производство угля в мире упало на 3%, в то время как энергия ветра и солнечной энергии привела к увеличению энергопотребления на 270 тераватт, или еще на 15%.
Исследование продолжалось, чтобы показать, как этот рост будет необходим каждый год в течение 15 лет для достижения целей Парижского соглашения.
Производство электроэнергии должно было бы продолжать падать с 3% до 11%, чтобы предотвратить потепление на 1,5 градуса Цельсия - грубая оценка пространства для маневра, необходимого для предотвращения наихудших последствий глобального изменения климата.
Деньги говорят - и если добыча угля вырастет с 50% до 100% в США, Индии и с 60% до 100% в Китае всего за десять лет, это означает, что далеко не неограниченные цели роста для инвесторов, уголь бароны должны будут справляться с ежегодным ростом требований к капиталу на 5%, а также с любыми будущими ударами, которые может потребовать уголь, такими как налоги на углерод, эмбарго на уголь и другие жестокие законодательные меры.