Некоторые авторитетные эксперты пишут, что кризис 2020 года имеет серьезные отличия от рецессии 2008 года.
Например, Генеральный секретарь Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) Анхель Гарсия считает, что нынешний кризис приведет к более серьезным финансовым последствиям.
По его мнению, даже крупнейшие экономики мира впадут в рецессию, как минимум, на полгода, и общее негативное влияние будет больше, чем после финансового кризиса 2008 года.
Причем даже достигнув дна, национальные экономики еще не скоро начнут восстановление.
"Я не согласен с применимостью “V"- образного феномена к нынешней ситуации ... Прямо сейчас мы знаем, что это не будет "V". В лучшем случае, это будет "U-рост, с длинной траншеей на дне, прежде чем он доберется до периода восстановления. Наша главная задача сейчас - принять правильные решения, чтобы избежать рецессии по типу “L”. Анхель Гарсия.
К числу основных различий между кризисом-2020 и рецессией 2008 года можно отнести беспрецедентную чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, которая наблюдается в настоящее время. Многие страны мира столкнулись с нехваткой ресурсов на локализацию опасного заболевания и вынуждены выделять средства в существенно большем объеме, чем это было в 2008-2009 годах.
Например, если на ликвидацию последствий финансового кризиса в США было выделено 1,5 трлн долларов, то на борьбу с коронавирусом Конгресс США дал 8,3 трлн долларов.
Другое важное отличие в том, какие сферы были затронуты тогда и сейчас.
В 2008 году основной удар пришелся на финансовую сферу. Сейчас круг пострадавших гораздо шире. Кризис затронул большую часть сферы услуг, оставив без работы миллионы работников туристической и гостиничной отраслей, сферы авиа и железнодорожных перевозок, работников розничной торговли и бытовых услуг и т.д.
В 2008 и 2009 годах основной проблемой, которую правительства пытались решить, был низкий уровень потребительских расходов. Оживить экономику можно было путем стимулирования развития платежеспособного потребительского спроса.
Сегодня же власти вынуждены искусственно ограничивать экономическую активность, чтобы взять под контроль распространение коронавируса, прежде чем тот успеет нанести непоправимый ущерб основному фактору экономического роста - людям.
“Сейчас нам не нужно думать о стимулах. Нам нужны люди, способные оплачивать счета”. Сесилия Роуз
И, пожалуй, самое важное отличие нынешнего кризиса от рецессии 2008 года, это высокий уровень неопределенности, который сейчас наблюдается.
В каком-то смысле, кризис-2020 больше похож на стихийное бедствие, чем на нормальную рецессию.
Несмотря на то, что властям ряда стран удалось взять распространение коронавируса под контроль, они пока не могут адекватно оценить ни реальный масштаб ущерба, ни подготовить убедительный план по восстановлению экономики.
Как пандемия изменит мир, к которому мы привыкли. Прогноз одного из ведущих трендсеттеров мира