Английский писатель Даниель Дефо говорил: «Самая высокая степень человеческой мудрости — это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам».
Давайте разбираться, что имеем на сегодняшний день:
· Режим самоизоляции продлён до 30 апреля, и нет никаких гарантий, что он не будет продлён до 1 июня. А значит нам нужно учиться жить в новых экономических реалиях.
· Если ваш бизнес под прямым запретом, то уверен - вы занялись консервацией бизнеса и сокращением персонала.
· Если ваш бизнес функционирует, то необходимо спрогнозировать поведение рынка.
Из действий региональных и федеральных властей понятно, что сегмент B2B может работать, разделив приказом сотрудников на удалённо работающих, и тех, кому необходимо присутствовать на рабочем месте. Это касается научно-исследовательских, производственных, строительных, сбытовых и прочих предприятий.
Каждый регион сходит с ума по-своему, но практически везде есть инструмент оформления передвижения сотрудников от дома к месту работы. В Москве такое передвижение пока не регламентировано и не запрещено. Уверен, если люди начнут злоупотреблять, то жёстких мер не миновать.
Двигаемся дальше и попробуем понять, чем обусловлено падение спроса:
· Представьте однородный поток транспорта: все машины равномерно распределены по шоссе и едут с одной скоростью. Так выглядит рынок в обычных условиях. Внезапно машина перед вами резко тормозит, заставляя тормозить вас, что заставляет тормозить водителя за вами – профессионалы называют это фантомной пробкой. Препятствий и аварий нет, но пробка есть. Тоже самое мы наблюдаем сейчас на многих рынках.
· Снижение активности населения безусловно ведёт к остановке целых отраслей, которые в свою очередь перестают генерировать заказы в B2B сегмент.
· Возникшие неплатежи B2B-клиентов останавливают отгрузки и услуги в их адрес, что тоже приводит к падению сбыта.
· Неизвестность порождает остановку тысяч или даже десятков тысяч проектов в самых различных сегментах рынка.
Рецепты от «БиЗнес-кухни»:
· Не останавливайте деятельность, движение – это жизнь. Любой простой компании ударит по её репутации. Клиенты, особенно постоянные и преданные должны видеть, что с вами полный порядок! Это вселяет уверенность.
· Сохраняйте покупателей и поставщиков, не останавливайте движение товаров и услуг. Ведите переговоры, даже в самых сложных случаях продолжайте диалог по оплатам, отгрузкам, скидкам и отсрочкам.
· Не отключайте рекламу. Это классическая ошибка всех предпринимателей. Брошенные на произвол клиенты ищут новых поставщиков товаров и услуг – оставьте им путеводную звезду в вашу компанию.
· Просите льготные кредиты даже если у вас есть деньги. Никто обязательства перед сотрудниками и поставщиками не отменял.
· Скорректируйте планы продаж начиная с апреля и до конца года. Считаю, что 1/3 первоначального плана на апрель, 1/2 на май и 2/3 на июнь – это лучший вариант развития событий для текущих расчётов. Оптимизируйте ресурсы компании для выполнения нового плана.
В предыдущих статьях говорил про период депрессии, который наступит после формального окончания кризиса, обычно это минимум полгода. И мы не говорим о закрытых рынках, там на восстановление потребуются годы. Поэтому не исключаю общее падение рынков B2B в этом году на 30% и более.
«Способность к адаптации - важная часть выживания. Если задача кажется непреодолимой, попробуй подойти к ней с другого угла». (Hollow Knight).
Друзья, не впадайте в панику, не нагоняйте страха на других. Если вместе мы продолжим делать своё дело, то рано или поздно экономика начнёт подниматься с колен.
Буду признателен за рекомендацию «БиЗнес-кухни» коллегам и друзьям. Пересылай статьи, которые нравятся и предлагай подписаться.
Александр Киселёв
Бизнес-консультации info@nsa.info
Telegram-канал "БиЗнес-кухня" @agency_nsa
Услуги для бизнеса на сайте NSA