Найти в Дзене

Но вы держитесь!.. Что делать бизнесмену – работодателю (по опыту предыдущих кризисов)

Сегодня окончательно стало понятно, что помощи бизнесу ждать неоткуда. Объявив нерабочим весь месяц, нас просто поставили перед фактом – откуда брать деньги на зарплату каждый будет решать сам.

Очень напоминает сцену из спектакля (и фильма) «День радио».

– Я выкрутился – теперь ваша очередь.

Я анализирую работу в кризисные периоды, начиная с 1998 года. И вот какие мысли могу привести.

Мысль первая – общая. Кризисов такого масштаба мы еще не видели. Их практически никто не видел из ныне живущих. Поэтому готовимся к затяжному мощному спаду.

Отсюда вывод – брать за точку сравнения ситуацию перед кризисом бессмысленно. То, что есть сейчас, надо сравнивать с нулем.

Мало ли кто какие зарплаты получал раньше. Мало ли какие были обороты, какие условия отгрузки и оплаты – это все лучше сразу забыть.

Мысль вторая: кризис когда-то заканчивается. Надо понимать, с чем мы из него выйдем. С точки зрения работы с персоналом, нужно понять, не кого нужно уволить, а кого необходимо оставить. Это будет непросто, но так вы сохраните хоть какую-то возможность продолжить бизнес. И, соответственно, хоть какие-то рабочие места.

Если вы будете кормить всех - первыми уйдут лучшие!

Мысль третья: мы должны сделать максимум, чтобы помочь своим сотрудникам за счет бизнеса. Но не за счет собственного семейного бюджета. Он кончится довольно быстро, но даст работникам лишь небольшую оттяжку по времени. Им не лучше, вам – значительно хуже.

Отсюда мысль четвертая – давнее наблюдение. Количество жалоб на вас будет примерно одинаковым при любом развитии событий. Потратите вы все свои сбережения на сотрудников, или расстанетесь с ними сразу – недовольных будет примерно одно количество. Ваше благородство никто не оценит.

И мысль пятая – по поводу ответственности. Принимать непопулярные кадровые решения сейчас будет 98 процентов бизнесменов. Привлекать их всех к ответственности невозможно – ресурсов на это не хватит, только вызовет новую волну кризиса. Грозить будут многим, но трудно заставить бизнес платить, когда денег нет по объективным причинам.

Существует комплекс мер, которые позволяют достаточно серьезно защититься от ответственности в этот период, но главное сейчас – быстро принять решение, которое поможет сохранить ресурсы, а, соответственно, и бизнес.

Тянуть время, рассчитывая на помощь государства, уже не просто наивно, а смертельно.

Об этом все сказано (спето) у Гребенщикова:

Жаль подмога не пришла
Подкрепление не прислали
Чтож, - обычные дела
Нас с тобою…