Правительство Казахстана в свете разворачивающейся пандемии коронавируса и сопутствующего падения мировых цен на нефть пересмотрело свои экономические прогнозы на этот год, прогнозируя сокращение на 0,9 процента.
До начала нынешнего кризиса ожидалось, что валовой внутренний продукт, или ВВП, увеличится на 4 процента.
Министр национальной экономики Руслан Даленов заявил 2 апреля, что особенно сильно пострадала стоимость казахстанского экспорта.
"Экспорт сократится на $ 16,3 млрд до $ 35,1 млрд. Импорт сократится на $ 7,5 млрд до $ 26,6 млрд", - сказал он. "(Прогнозируемый) номинальный ВВП оценивается в 69,7 трлн тенге ($155 млрд), что на 4,8 трлн тенге ($10,6 млрд) ниже предыдущего прогноза.”
Даленов указал на слияние негативных глобальных факторов как на основной вклад в замедление темпов роста. Радикальные меры правительства, направленные на то, чтобы остановить распространение коронавируса по своим следам, привели к полной остановке экономики.
Падение стоимости наиболее ценных сырьевых товаров Казахстана было стремительным. По собственным оценкам правительства, с начала года стоимость экспорта российской нефти упала на 65,7 процента, а средняя цена на металлы упала на 15,6 процента.
“С учетом этого средняя (предполагаемая) цена на нефть в апреле-декабре текущего года была установлена на уровне $20 за баррель. Расчетный курс доллара составляет 440 тенге, а годовая инфляция будет находиться в диапазоне 9-11 процентов", - сказал Даленов.
Это резкое изменение от предположений, лежащих в основе предыдущих бюджетных планов, которые видели нефть на уровне $55 за баррель, тенге на уровне 380 к доллару и инфляцию, нацеленную на 4-6 процентов.
Прогнозы по добыче нефти тоже урезаются. Объем производства в настоящее время установлен на уровне 86 млн. тонн, что на 4 млн. тонн меньше. Крупные спады ожидаются в горнодобывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и сфере услуг, а также в торговле.
Выступая на пресс-конференции в апреле, первый заместитель министра финансов РК Берик Шолпанкулов сообщил, что правительство намерено привлечь 2,4 трлн тенге ($5,3 млрд) долга для покрытия дефицита своего бюджета. По его словам, на международном долговом рынке будет привлечено около $3 млрд.
Казахстан ослабляет свои финансовые обязательства, чтобы свести к минимуму более широкие социальные последствия кризиса. 31 марта президент Касым-Жомарт Токаев озвучил более подробную информацию о пакете мер, направленных на усиление поддержки получателей социальных пособий и помощь бизнесу в преодолении шторма. Шолпанкулов сообщил, что на эти цели было выделено 5,9 трлн тенге ($13 млрд).
Масштабы экономического спада, который, если верить собственным прогнозам правительства, превзойдет по своей тяжести даже крах 2008-2009 годов, заставляют Нур-Султана глубоко копаться в своих карманах. Одним из важных источников помощи является Национальный фонд "дождливый день", который будет играть центральную роль в плане правительства провести свой путь из беды.
В настоящее время эти резервы составляют около 60 миллиардов долларов. Информационное агентство Reuters сообщило, что правительство намерено использовать до 4,8 трлн тенге ($10,6 млрд по текущим ставкам) из этой суммы в текущем году, по сравнению с 2,7 трлн тенге ($6 млрд), которые оно намеревалось использовать ранее.
“В 2015-2016 годах (когда цены на нефть были низкими) Казахстан потратил вдвое больше (из Национального фонда), чем заработал на нефти. В этом году эта разница между доходами и расходами от (резервов фонда), очевидно, будет трехкратной. Нам придется научиться жить без нефти.”