В Париже в Национальном музее Гюстава Моро находится одна из самых величественных картин художника "Юпитер и Семела".
Картина масштабная и по размеру ( 213 см × 118 см), и по содержанию, и по теме, рассказанной на полотне. Пьер, Жозе в своем монументальном труде "Гюстав Моро глазами последующих поколений" назвал её "самым роскошным выражением мыслимого оргазма".
Гюстав Моро над картиной работал долго. Работа началась в 1889 году, а закончена была в 1894-95 годах. Моро постоянно дополнял её деталями, наращивал, никак не мог поставить окончательный штрих. И всё равно после её завершения художник сказал: " Ах, если бы у меня было еще хотя бы два месяца! ".
Сюжетом для картины послужила история о Семеле и Юпитере, описанная Овидием в его знаменитых "Метаморфозах". О самом мифе я уже писала в своей статье "Дважды рожденный" Дионис", которую можно прочитать на моем канале.
Сейчас лишь вкратце напомню её. Верховный бог Юпитер полюбил смертную женщину Семелу. Юнона, законная жена верховного бога, та еще ревнивица, решила наказать самозванку. Она подговорила Семелу уговорить любовника явиться к ней в своем истинном виде бога. Никто из смертных не мог выдержать явления бога. Не выдержала и Семела. Она, ослепленная величеством Юпитера, сгорела в его божественном пламени.
Вот этот момент и изобразил на своей картине Гюстав Моро. Вот что писал об этой работе сам художник: " Семела, пронизанная божественным потоком, возрожденная и очищенная этим освящением, умирает от удара молнии".
Давайте рассмотрим картину подробнее. Центральное место в картине занимает Юпитер.
Он молод, красив, величественно восседает на изысканно украшенном троне. Из головы его исходит божественное сияние. Одежды богаты, как и богаты украшения на нем.
Рука Юпитера опирается на лиру.
Вообще-то, это необычный момент. В мифах образ лиры обычно сочетается с образом Аполлона.
А вот традиционный символ Юпитера Орел,почему-то размещен художником внизу, у ног бога.
Взгляд Юпитера устремлен на нас, зрителей. Он словно равнодушен к тому, что происходит с его возлюбленной.
Семела покоится на коленях Юпитера.
Прекрасная Семела с ужасом взирает на то, что открылось её глазам. Руки её закинуты назад, волосы разметались. Но она еще жива, хотя и переживает последние мгновения.
Об этом знает Ангел, парящий рядом с ней.
Ангел в скорби закрыл руками глаза, не желая видеть окончания этой драмы.
Зато женщина за левым плечом Юпитера смотрит широко открытыми глазами, не желая пропустить момент.
Возможно, это жена Юпитера Юнона, которая и послужила причиной смерти несчастной Семелы.
Повсюду множество ярких цветов соперничает с темными тенями на видном месте. Бесчисленные объединяющиеся боги, богини и аллегорические фигуры, кажется, существуют в разных масштабах, независимо друг от друга и не замечая друг друга.
Под крыльями орла, у ног Юпитера, сидит Пан, которого легко узнать по острым ушам.
Именно Пан сыграет в этой истории одну из важных ролей. Ему будет отдан на воспитание Дионис, сын Юпитера и Семелы, спасенный отцом уже после смерти матери.
Слева от Пана женская фигура, символизирующая Печаль.
Одета она в синие одежды, традиционные цвета Девы Марии. Но Моро отошел от христианского сюжета. В руках Печаль сжимает меч, покрытый кровью.
Справа от Пана женщина в терновом венке.
Она символизирует Смерть. В руках у нее белая лилия - символ смерти.
Эта тройка "трагическая основа человеческой жизни", - как говорил сам Гюстав Моро.
А под ними, по словам Моро, "свалена мрачная фаланга монстров Эребуса и Ночи" .
Мир Гекаты, в классической мифологии означающий зловещие силы, включая магию и колдовство.
Но это все крупные фигуры. Но на картине множество мелких лиц, фигур и персонажей, расшифровать которые, увы, очень сложно.
Их можно просто рассматривать. Так же как и флористические мотивы, выписанные с большой тщательностью и достоверностью.
Большая проработка деталей видна и в изображении архитектурных элементов. Особенно это заметно в троне Юпитера.
Как я писала выше, картина была начата в 1889 году. Заказчиком её был немецкий банкир Леопольд Гольдшмидт. Картина писалась долго, ждать её заказчику пришлось аж до 1895 года.
А в 1903 году он подарил её Музею Моро в Париже. И сейчас каждый может увидеть это полотно.