Постоянный поток экономических санкций и постоянная угроза новых действий подтолкнули российские власти к увеличению резервов и сокращению задолженности за последние пять лет. По мере того, как правительства во всем мире готовятся к тому, что станет самым худшим экономическим спадом с 2008 года, санкционный подход, который подталкивал российскую экономику к стагнации, начинает казаться хорошим предвидением.
S & P Global Ratings сохранил кредитный рейтинг России на уровне BBB- со стабильным прогнозом в четверг, несмотря на то, что он понизил рейтинг развивающихся рынков из-за падения цен на сырье.
«Предыдущие кризисы научили министерство финансов и центральный банк России готовиться к этому», - сказал Карен Вартапетов, аналитик S & P Global Ratings. «У них большой опыт кризисов».
Безусловно, зависимость России от экспорта сырьевых товаров означает, что она не избежит глобальной рецессии. Бюджет уже урезан падением нефти до 17-летнего минимума, а рубль в этом году упал на 22%.
Россия перешла к выполнению национальных приказов, запрещающих жителям покидать свои дома, за исключением чрезвычайных ситуаций из-за распространения коронавируса, причем ограничения вступают в силу в понедельник в Мосове и некоторых других регионах. Экономика может сократиться на 5-10% в этом году, если будет введена полная блокировка, в соответствии с наихудшим сценарием, обсуждаемым правительством.
Санкции, введенные США и Европейским союзом в связи с аннексией Крыма Россией в 2014 году, не позволяют многим государственным компаниям привлекать долги за рубежом, в то время как меры, принятые Вашингтоном в прошлом году, не позволяют американским инвесторам покупать долговые обязательства рубля. Наказания привели к тому, что в России наблюдается один из самых низких показателей отношения долга к ВВП на развивающихся рынках. В прошлом году министр финансов Антон Силуанов заявил, что у России достаточно резервов, чтобы выжить, не занимая, по крайней мере, год.
Между тем, Министерство финансов направляет избыточные доходы от налогов на экспорт нефти в гигантский фонд дождливых дней, что делает международные резервы России четвертыми по величине в мире. Пока что Путин не проявляет особой склонности использовать средства в качестве вирусного стимула, объявив вместо этого план по увеличению бюджета за счет налогов на дивиденды и крупные банковские депозиты.
Подготовка к постоянному кризису в России обходится экономике, которая за последние пять лет зашла в тупик. До вспышки коронавируса и падения мировых цен на нефть Путин обещал повысить уровень жизни в этом году, увеличив расходы.
Одним из ответов России на санкции в 2014 году было введение ограничений на импорт определенных продуктов питания из США и Европы. Хотя эта мера привела к резкому росту внутренних цен, она также увеличила производство сельскохозяйственной продукции, что сделало Россию более устойчивой к сбоям в мировой торговле.
«Россия хорошо подготовлена к этому совершенно новому этапу закрытых границ и закрытия международных торговых и финансовых процессов», - сказала Софья Донец, московский экономист «Ренессанс Капитал». «У него обильные государственные буферы и более высокая доля местных продуктов, чем у многих потребительских товаров».