Специалист бизнес-портала Франшиза.ру побеседовала с представителем частной компании, в которую поступил срочный заказ сразу на 50 сайтов.
Сколько в среднем делали сайтов в прошлом году?
Где-то 4-5 сайтов за месяц, со средней ценой в 300-400 тысяч. Осуществляем поддержку, продвижение, оказываем рекламные услуги.
Такой заказ впервые?
Если от одного предпринимателя сразу, то да, впервые. Но что-то подобное мы наблюдали в 2008 году. Тогда многие срочно просили делать сайты, вкладывали большие деньги. Есть люди, которые хорошо понимают, что кризис имеет и массу возможностей.
Какая специфика заказанных сайтов?
Разная: строительное направление, поставки товаров, медицинское обслуживание и оборудование, несколько Интернет-магазинов. Не могу сказать, что есть какая-то четкая тенденция, ощущение, что практически все прибыльные ниши охвачены, плюс учтены современные реальности.
Рынок трясет, а будет еще больше изменений, поэтому есть те, кто хочет занять вакантное место, до кризиса конкуренция всегда обходится дороже, чем в кризис. Так как есть те, кто уходит, их не надо вытеснять, достаточно занять свободное место. И наш заказчик определенно из тех, кто хочет не упустить свой шанс.
Что с постоянными клиентами на текущий момент?
Кто-то сильно приуныл, резко сократил затраты, готов уйти с рынка. Некоторые зависимость от новостей имеют, то в какой-то день позитивный настрой, в другой уже не очень. Но много и тех, кто не готов сдаваться из постоянных клиентов.
Возможно ли грамотно оптимизировать расходы сейчас?
Да, надо понимать, что есть направления, которые потом легко восстановить. Например, реклама. Пополнить бюджет, включить и все снова работает. Если же перестать продвигать сайт, то позиции будет сложно восстановить. Конкуренты не спят.
Важно отметить, что есть фирмы, у которых проблемы были и до всех этих событий, поэтому совсем нет "жирка", чтобы пережить сложное время. Те, кто останутся, конечно же, станут лидерами рынка.
Какие-то есть еще заказы с учетом кризиса?
Доставка на дом, особенно продуктов, еды. Огромное количество обращений. Доработка сайта, продвижение, реклама. Те, кто никогда не доставлял, стали это делать. Кто-то срочно просит внести правку, что стали партнерами крупных курьерских служб.
Еще появилось много обращений от репетиторов и нянь. Для нас выхлоп по ним совсем скромный, но и мы понимаем, что пришло время адаптироваться. Поэтому стараемся. В этом направлении нет готовых комплексных решений, чтобы все инструменты сразу, поэтому для многих IT-компаний сейчас время создавать.
Какой бизнес устоит с точки зрения IT?
Как и всегда, только самый приспособленный. Сейчас необычный кризис. Мировая проблема, которая так сильно пугает простых граждан, заставляет понимать, что приходить в себя от всего мы будем продолжительный период. Вспоминая 2019, как отличное время.
Однозначно, надо оптимизировать то, что есть. И хорошенько оценивать свой потенциал, просто ждать губительно, надо меняться, как того требует текущая реальность.